Свердловские власти объяснили, в какие общественные места доступ с 1 декабря будет разрешен только вакцинированным от коронавируса: в их числе окажутся заведения общественного питания и спортивные клубы. Губернатор Евгений Куйвашев в своем Instagram отмечал, что Средний Урал ждет новый локдаун, если эпидобстановка не изменится. Что в таком случае будет со свердловской экономикой, какие отрасли пострадают сильнее всего и насколько вероятная новая остановка деловой жизни из-за пандемии – в материале «ФедералПресс».
«В противном случае – локдаун»
«Свободные от коронавируса» зоны появятся на Среднем Урале к 1 декабря, заявил вице-губернатор Павел Креков; входить туда можно будет только с QR-кодом, который выдают при вакцинации. В список попадут рестораны, спортивные залы, клубы, кинотеатры, санатории, дома отдыха и турбазы. В то же время невакцинированные смогут ходить в магазины, посещать медицинские учреждения и получать дополнительное образование, цитирует Крекова E1.
О новых ограничениях впервые стало известно на прошлой неделе: управление Роспотребнадзора по Свердловской области ввело обязательную вакцинацию для чиновников, работников образования и сферы услуг, а губернатор Евгений Куйвашев объявил о создании covid-free зон – общественных мест, куда будут пускать только вакцинированных и переболевших.
«Это решение далось очень непросто, но, по мнению специалистов ведомства, сейчас или вакцинация, или в противном случае – локдаун», – написал губернатор на своей странице в Instagram.
«Свердловская экономика переносит все это плохо»
Опрошенные «ФедералПресс» аналитики сомневаются в реальности повторного локдауна, несмотря на оздоровившуюся с начала пандемии экономику. Экономисты не верят, что Свердловская область потянет еще одну тотальную остановку деловой активности.
«Я думаю, что господин Куйвашев напрасно пугает народ. Никто не может вновь ввести локдаун. Прошлогодний опыт нам показал, что свердловская экономика переносит это все плохо. При новом введении [локдауна] резко упадут налоговые поступления от НДФЛ, хотя не уверен – скорее всего, работодателей заставят сохранять зарплату и численность сотрудников. В любом случае получается, что упадут налоги на прибыль и другие поступления. Следом ухудшится потребительская активность населения», – считает уральский экономист Виталий Калугин.
По его словам, про отказ от повторного локдауна в федеральном масштабе ранее говорила вице-премьер Татьяна Голикова. И если областные власти все же решатся на такой шаг под давлением эпидобстановки, то им придется взять на себя всю ответственность за экономические последствия тотального карантина.
Доктор экономических наук и профессор РАН Виктория Акбердина, специализирующаяся на развитии регионов, солидарна с позицией Калугина. Она указала на то, что в 2020 году режим самоизоляции в Свердловской области вводился при гораздо более благоприятной инфекционной картине и меньшем суточном приросте зараженных.
«Нового локдауна, скорее всего, уже не будет. Мы все привыкаем жить в новых условиях, прошлый карантин у нас был при гораздо более низких показателях [заболеваемости]. Сейчас он уже в два раза выше того уровня, при котором у нас была самоизоляция. Экономика и люди привыкли жить в этих условиях, значительная часть населения уже привита. Поэтому локдаун маловероятен», – уверена специалист.
Торговля и услуги в зоне риска
Главными жертвами точечных ограничений, как и в 2020 году, станут компании сферы услуг. Виталий Калугин уверен, что особенно сильно это ударит по Екатеринбургу, который давно потерял статус сугубо промышленного города. Основу экономики уральской столицы составляет именно сфера услуг – банки, общепит, торговля и так далее. При этом уральские заводы и промышленность почти не заметят каких-то запретов и на их работе они не отразятся. Это связано с особым статусом свердловских предприятий на общероссийском уровне.
«По опыту прошлого локдауна могу сказать, что у нас особенно пострадали сферы, напрямую связанные с населением. Это торговля и услуги. Эти сектора в зоне риска. Промышленные предприятия Свердловской области почти полностью внесены в список системообразующих, а значит их закрытие или остановка невозможны. Потому что они обеспечивают непрерывность производства. Промышленность не пострадает почти никак», – говорит доктор наук Акбердина.
Независимый финансовый аналитик Константин Селянин полагает, что отдельные ограничения будут введены «почти наверняка». А локдаун не только не повлияет на работу промышленников, но даже пойдет им на пользу.
Специалист подчеркивает, что в основе развития Среднего Урала лежат две отрасли – машиностроение и металлургия. В 2020 году из-за пандемии цены на металл и прокат резко подскочили, позволив металлургам не только отбить все потери, но и получить крупнейшие прибыли за последние 10 лет.
«Если взять какое-нибудь крупное предприятие области, например завод имени Калинина, то у них 2020 год тоже был рекордным с точки зрения прибыли. Потому что оружие по заключенным контрактам продаваться будет в любом случае. Кому война, а кому мать родна. Их тряхнуло в прошлом году, но в 2021 они все наверстали с избытком. Как ни странно, для нашей промышленности этот кризис обернулся внезапными плюсами», – считает экономист.
Москва уже не поможет
Дополнительной причиной, по которой свердловские власти не станут идти на тотальный карантин, является федеральное влияние. В 2020 году Москва частично смягчила влияние локдауна на регионы, увеличив пособие по безработице, введя выплаты на детей и выдав дешевые кредиты компаниям, которые сохранили штат своих сотрудников. При новой самоизоляции такой помощи уже ждать не стоит.
«На дополнительные выплаты было потрачено 2,5–3 трлн рублей. И Свердловской области тоже что-то перепало. Другое дело, что на этот год в федеральном бюджете таких вещей не заложено, а на следующий – тем более. Бюджет федерации будут принимать через пару недель, и там не предусмотрены ассигнования на экономику в повышенном размере», – отмечает Виталий Калугин.
То есть при новом локдауне Свердловская область не получит помощи от федерального центра. Экономисты полагают, что даже если карантин и будет введен, то продержится он не больше пары недель.
Отметим, что вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова подчеркнула, что решения об ограничениях принимают региональные власти.
«Главные государственные санитарные врачи дают и свои предложения, и свои предписания, и оперативные штабы принимают соответствующие решения, но добиться их неукоснительного соблюдения сейчас крайне важно», – сказала она.
Как писал «ФедералПресс», фактически вся ответственность за принятое решение также возлагается на плечи губернаторов. Глава субъекта должен знать ситуацию в своем регионе и принимать взвешенные и реалистичные решения, считают эксперты.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса