В правительстве Тюменской области завершили работу по созданию инвестпрофилей для муниципалитетов. Каждая территория получила, по сути, готовый план действий по привлечению инвесторов. Какие точки роста определены для районов и какие преграды на пути их достижения видят эксперты – в материале «ФедералПресс».
Районам дали оценку
Работа над инвестиционными профилями районов Тюменской области велась более полугода – с декабря 2020-го. В сентябре советник губернатора по вопросам инвестиций, малого и среднего бизнеса Ольга Езикеева сообщила, что работа над 15-ю профилями завершена. Такое количество было отведено для первого этапа.
В результате были составлены программы развития для десяти районов, двух городских округов и трех городов региона. По словам замгубернатора Андрея Пантелеева, остальные муниципалитеты в стороне тоже не останутся, они войдут во второй поток проектной работы после обкатки процесса на первых 15-ти.
«Инвестиционные профили создаются с целью построения системы работы с инвесторами, определения ресурсов того или иного муниципального образования», – поясняет Ольга Езикеева.
Для этого муниципалитеты оценивались по ряду параметров. Один из важных – интерес к предпринимательству. В среднем каждому четвертому тюменцу эта тема, как минимум, любопытна. Но от района к району показатель сильно разнится. К примеру, самый большой интерес к бизнесу проявили жители Ярковского района (37,3 %), самый маленький – в Ишимском районе (12,3 %).
«Иногда на это [интерес к предпринимательству] влияет такой фактор, как наличие крупных предприятий с хорошей зарплатой, куда можно трудоустроиться. Соответственно, зачем становиться предпринимателем? И еще замечу (это видно не только по нашему региону), что чем беднее муниципалитеты, тем больше людей там хотят чем-то заниматься – быть самозанятыми, предпринимателями», – комментирует советник губернатора Ольга Леонидовна.
Другой приоритетный показатель – это маятниковая миграция, которая дает понимание относительно стабильности трудовых ресурсов внутри муниципалитетов. Так вот, меньше всего уезжают из Тобольска (3,8 %), Ишима (3,9 %) и Ялуторовска (4,5 %). Самый высокий уровень маятниковой миграции в Ишимском районе – 24 %. Поясним, чем выше показатель, тем нестабильнее ситуация с человеческим ресурсом в районе.
Бизнес-идеи для муниципалитетов
Об инвестиционном потенциале муниципалитетов можно также судить по количеству идей, проектов и сумме инвестиций на реализацию задуманного. Совместными усилиями команды «Капитаны бизнеса» (что это за проект, мы рассказывали ранее), местных властей и предпринимательского сообщества в целом для территорий было придумано 493 бизнес-идеи общим объемом вложений в 81,1 млрд рублей.
Лидирует Тобольск – сумма инвестиций оценивается в 8,9 млрд рублей, на миллиард меньше – в Абатском и Тобольском районах. Самая скромная сумма инвестиций – в Вагайском районе: почти 3 млрд рублей. Какие перспективные пути развития есть у этих муниципалитетов, эксперты рассказывали «ФедералПресс» в выпусках нашего спецпроекта «Не нефтью единой».
Для районов были определены конкретные потенциально-привлекательные направления бизнеса.
«Наша команда четко определила, что в конкретном муниципалитете может развиваться, а что – нет. Мы привели примеры идей для бизнеса, для самого муниципалитета – куда он может двигаться, какая отрасль будет расти, а какая – стагнировать. Также был создан план действий для администрации муниципалитета по привлечению инвесторов», – рассказывает советник губернатора Ольга Езикеева.
Больше всего направлений для развития эксперты рассмотрели в Ялуторовском районе. В профиль включены рекомендации по созданию фермерского рынка, придорожных сервисов без станций техобслуживания, СТО для техники АПК, большегрузов и спецтехники, производство по переработке молока, мяса и меда, выращиванию овощей и центра по сбору и переработке дикоросов. Не включили в перечень для района только бальнеологическое направление.
Зато оно рекомендовано к проработке в Ишимском, Сладковском, Абатском, Казанском, Тобольском, Омутинском и Заводоуковском районах. В разных районах области могут появиться центры сбора и переработки дикоросов. Каких – зависит от сырьевой базы. В северных районах – Уватском, Тобольском, Вагайском – шишка, ягоды и грибы. В центральных районах есть перспективы по сбору ягод. В южных приграничных районах – Казанском, Сладковском – иван-чай и травы. Суть подхода в том, чтобы создать специализированные центры приема дикоросов у населения и предприятий.
Добавим, что инвестпрофили районов будут обновляться раз в несколько лет в соответствии с новыми параметрами.
Большая проблема сельских районов
Доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков не раз указывал на общую проблему части тюменских муниципалитетов – это трудовые ресурсы. Во многих районах именно они влияют на перспективы в развитии, даже несмотря на наличие факторов роста – рынков сбыта, крупных трасс.
«Очень хороший индикатор привлекательности района – это динамика численности населения, а она во многих сельских районах идет вниз. К отсутствию кадров добавляется и ограниченный стартовый капитал ввиду невысоких доходов сельского населения», – говорит экономист.
Большая часть районов крупным инвесторам вряд ли будет интересна, считает эксперт. А потому делать ставку нужно на малый и средний бизнес. Но и для его роста нужны кадры и прежде всего – инициативная молодежь.
Как сохранить кадры на селе, мы спросили вице-президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Эдуарда Омарова, который выступал экспертом на одной из стратегических сессий проекта «Капитаны бизнеса». Он уверен: нужно создать условия, чтобы открывать бизнес было выгоднее на селе, а не в городе.
«Нужен федеральный закон, который закрепляет статус сельского предпринимателя со всеми преференциями. Тогда мы будем наблюдать приход на сельские территории инвесторов и открытие новых бизнесов, там будут появляться рабочие места. Вырастет и заинтересованность самих жителей в открытии бизнеса в сельских населенных пунктах», – считает Эдуард Омаров.
Кроме законодательной базы, необходимо создание предпринимательских сообществ и обучение прямо на месте потенциальных предпринимателей.
Положительные перемены на местах, качественное улучшение жизни населения муниципалитетов – одна из задач, которую ставят перед собой тюменские власти.
«Инвестору должно стать понятно, зачем он может прийти на ту или иную территорию, все его выгоды, – объясняет заместитель губернатора Андрей Пантелеев. – У населения должно появиться больше возможностей для повышения дохода. А для региона – это новые налоговые поступления. Ведь рост налоговой базы позволяет активно развиваться региону в целом. У каждого – свой интерес. Но в сумме это формирует комфортную среду для проживания».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Ельцова, Полина Зиновьева, mcx.gov.ru
Инфографика: ФедералПресс / Татьяна Люптак
Не нефтью единой