В Тюменской области продолжается работа в рамках новой инвестиционной стратегии. В феврале колесить по районам отправилась команда проекта «Капитаны бизнеса». Вместе с властями, предпринимателями и молодежью на местах кураторы-бизнесмены из Тюмени намерены найти точки роста. В пяти районах работа уже закипела. Об уникальности задумки и о том, почему инвесторам придется смотреть в сторону районов – в интервью «ФедералПресс» рассказала советник губернатора Тюменской области Ольга Езикеева.
Капитаны едут в районы
Ольга Леонидовна, интересна ваша оценка: насколько рабочей получилась стратегия?
– Очень рабочей и жизнеспособной. Когда институт McKinsey приехал к нам работать над ней, мы настаивали, чтобы была подключена и наша группа: чтобы мы работали наравне с ними. И то, что получилось, – продукт совместных усилий. Выверено и выбрано только то, в чем реально можно расти.
В основу инвестстратегии положено развитие муниципалитетов, поиск точек роста. «Капитаны бизнеса» – это проект в рамках этой большой работы. О чем он?
– Действительно, работа ведется большая, она рассчитана на весь год. Наш проект – только один из процессов, на самом деле их четыре: создание инвестиционных профилей районов, «Капитаны бизнеса», «Менеджеры места» (обучающий курс для муниципальных служащих) и работа с интеграторами.
Что касается «Капитанов бизнеса», то это серия стратегических сессий по развитию предпринимательства в муниципалитетах. Кто такие капитаны? Это люди, которые обладают опытом, знаниями, интеллектом, успешно владеют компаниями – крупные бизнесмены. Мы привозим их в районы. Муниципалитет видит их. Но самое главное, что особенно ценно, – они видят муниципалитеты и могут подсказать, как и что сделать, на что обратить внимание. И это удивительно: мы, казалось бы, включены в процесс, но с предпринимателем начинаем видеть все его глазами. И те выводы, которые он делает, бывает, не совпадают с нашими.
Сейчас мы отрабатываем первый пул районов, к концу мая стратегические сессии состоятся во всех муниципальных образованиях, включая Тюмень. И ко Дню предпринимателя мы представим первые наброски своеобразной карты Тюменской области – точки роста районов.
Как удалось привлечь к проекту таких крупных бизнесменов, как Алексей Салмин (президент группы компаний «Автоград»), Ильдар Хусаинов (директор федеральной компании «Этажи»), Владимир Шевчик (председатель совета директоров холдинга «Сибинтел»)?
– Ничего подобного ни в одном из субъектов не делали. И у нас такого опыта тоже не было. Я часто консультирую другие регионы по поводу инвестиционной деятельности. И недавно собеседник спросил у меня: что за капитаны у нас появились? А услышав, не поверил, что так, запросто, можно привлечь крупных бизнесменов к проекту.
Они действительно с легкостью откликнулись. И меня это поражает: занятые люди тратят целый день на поездку, а перед этим на подготовку, потом еще какое-то время будут курировать муниципальные команды. Вероятно, отчасти это патриотизм: хочется улучшить то место, где живут. Отчасти – желание поделиться тем, что накоплено – опытом, знаниями, наработками. Это люди очень высокого уровня. И подспудно, как мне кажется, увидев муниципальные образования, города и села, может быть, они захотят что-то там сделать.
«Нужно создать у людей настрой»
Что должно стать итогом этой большой работы?
– Задача проста – это увеличение среднего чека для бизнеса в муниципалитетах, создание локальной экономики, это выход тех, кто созрел, из своей локации в следующую – возможно, начать работать на всю Тюменскую область. И, конечно, пополнить ряды предпринимателей через какие-то проекты и соответственно увеличение заработных плат. Потому что люди должны жить хорошо везде, неважно – в Тюмени человек работает или в Аромашево, наемный он работник или предприниматель. Главное – чтобы у людей была доходность. Иначе ни о каком расцвете муниципалитетов речи просто быть не может.
Но ведь можно было просто разработать стратегию развития и спустить ее на муниципальный уровень.
– Флаг, под которым мы сейчас все это делаем, – создание единой инвестиционной команды от губернатора до главы муниципалитета. Суть в том, чтобы работать именно командой. Если мы сейчас сверху все организуем, на местах останется только исполнить.
Это та история, когда дают удочку, а не рыбу?
– Да. Я не верю – успех даст то, что не вызывает отклика, а насаживается в директивном варианте сверху. И это игра вдолгую. Мы же понимаем, что инвестпроекты, как грибы, не растут. Мы посеяли почву, и какие-то первые результаты можем увидеть только в отдаленном промежутке. Сегодня нужно хотя бы создать настрой, зарядить людей, помочь им другим взглядом посмотреть на развитие территории.
Точки роста для сельских районов
Знаю, что на стратегических сессиях одна из популярных тем – это туризм. Но есть мнение, что смотреть в наших селах нечего.
– По большому счету сельского туризма у нас нет. Есть только его маленькие островки. Но 2020-й год показал некоторые возможности. С подачи Ирины Катигаровой, к примеру, появились глэмпинги в Нижней Тавде. Подобное можно сделать в каждом районе. Появился термальный курорт. Хотя термальная вода не вчера у нас возникла. Но надо было наткнуться на идею, что в Сибири есть море. И мы заявились с ней, первыми открыли термальный сезон. Здесь я снимаю шляпу перед Андреем Вадимовичем [Пантелеевым]. Сейчас активность у муниципалитетов необычайная. Все нашли заброшенные скважины, начали на эту тему что-то думать, говорить. Кто-то или что-то должны были стать катализатором.
26 марта мы снова будем говорить о сельском туризме (на форуме «НеГород» – Прим. Ред.). У нас ни эко-ферм нет, ни подворий, только какие-то единичные вещи. И в сегодняшнем дне это, наверное, хорошо, потому что есть куда расти, чем заняться и что развивать.
Но есть ли у нас перспектива в сельском туризме в глубине региона, не рядом с Тюменью и Тобольском?
– Конечно. Съездите как-нибудь летом в Бердюжский район на озеро Соленое.
Была. И удивительно, кстати, что это место до сих пор никак не освоено.
- Да, там ничего не происходит. Я приехала и не поверила: сколько глаза мои видят, столько стоят автомобилей, палатки бесконечные. И больше ничего: ни питания, ни душа, ни туалета. При том, что люди рассказывали мне, – в соседней Курганской области есть подобные объекты, и минимальный сервис за небольшие деньги предусмотрен.
А у нас в рядом стоящем селе Окунево только два года назад поняли, что можно сдавать комнаты приезжим. Может быть им никто не рассказал об этом раньше?
Речь о том, что власть не слишком активна? Кто-то же должен был показать, рассказать, направить…
– Инвестиционная деятельность и, в целом, предпринимательство – сложнейшая история. Сначала нужно научить коллег делать, а потом с них спрашивать. Это скорее вопрос не к ним. Может, время так было устроено: у нас инвестиции росли как на дрожжах, и мы не особо смотрели в подобные мелочи. Возможно, сейчас как раз это время и пришло.
Вы привели в пример Бердюжский район. Рядом – Армизонский. Туда нет железных дорог, нет вблизи федеральных трасс. Таким территориям сложнее искать точки роста?
– Конечно. Но и там вполне возможно появятся рабочие идеи. Да и сельское хозяйство не в воздухе же висит. У «АрСиба», к примеру, нашего интегратора, есть франшиза. В Армизоне они будут проводить следующую встречу. Мы хотим пригласить их именно на сход граждан, чтобы они рассказали, как на своем личном подворье зарабатывать деньги.
Надо сказать, что Тюменская область хорошо смотрится на фоне других регионов. Мне есть с чем сравнивать. Даже локальные дороги, если съехать с федеральной трассы, в большей части, хорошие. Расстояние до федеральной трассы – да, в логистике добавляет что-то. Но есть регионы, где просто невозможно проехать, и это беда. У нас – нет.
С другой стороны, свободной земли близко к большим городам уже нет. Если ты хочешь развиваться, то приходится смотреть вглубь региона. Как «Дамате» пришел в Юргинский район. А потому у районов есть все шансы на развитие. Нужно просто помочь им ресурсами. Их желание плюс наши возможности региональные, может и федеральные, и родится продукт.
Фото: iato.ru, admtyumen.ru