В Тюменской области продолжается работа в рамках новой инвестиционной стратегии. В феврале колесить по районам отправилась команда проекта «Капитаны бизнеса». Вместе с властями, предпринимателями и молодежью на местах кураторы-бизнесмены из Тюмени намерены найти точки роста. В пяти районах работа уже закипела. Об уникальности задумки и о том, почему инвесторам придется смотреть в сторону районов – в интервью «ФедералПресс» рассказала советник губернатора Тюменской области Ольга Езикеева.
Капитаны едут в районы
Ольга Леонидовна, интересна ваша оценка: насколько рабочей получилась стратегия?
– Очень рабочей и жизнеспособной. Когда институт McKinsey приехал к нам работать над ней, мы настаивали, чтобы была подключена и наша группа: чтобы мы работали наравне с ними. И то, что получилось, – продукт совместных усилий. Выверено и выбрано только то, в чем реально можно расти.
В основу инвестстратегии положено развитие муниципалитетов, поиск точек роста. «Капитаны бизнеса» – это проект в рамках этой большой работы. О чем он?
– Действительно, работа ведется большая, она рассчитана на весь год. Наш проект – только один из процессов, на самом деле их четыре: создание инвестиционных профилей районов, «Капитаны бизнеса», «Менеджеры места» (обучающий курс для муниципальных служащих) и работа с интеграторами.
Что касается «Капитанов бизнеса», то это серия стратегических сессий по развитию предпринимательства в муниципалитетах. Кто такие капитаны? Это люди, которые обладают опытом, знаниями, интеллектом, успешно владеют компаниями – крупные бизнесмены. Мы привозим их в районы. Муниципалитет видит их. Но самое главное, что особенно ценно, – они видят муниципалитеты и могут подсказать, как и что сделать, на что обратить внимание. И это удивительно: мы, казалось бы, включены в процесс, но с предпринимателем начинаем видеть все его глазами. И те выводы, которые он делает, бывает, не совпадают с нашими.
Сейчас мы отрабатываем первый пул районов, к концу мая стратегические сессии состоятся во всех муниципальных образованиях, включая Тюмень. И ко Дню предпринимателя мы представим первые наброски своеобразной карты Тюменской области – точки роста районов.
![]()
Как удалось привлечь к проекту таких крупных бизнесменов, как Алексей Салмин (президент группы компаний «Автоград»), Ильдар Хусаинов (директор федеральной компании «Этажи»), Владимир Шевчик (председатель совета директоров холдинга «Сибинтел»)?
– Ничего подобного ни в одном из субъектов не делали. И у нас такого опыта тоже не было. Я часто консультирую другие регионы по поводу инвестиционной деятельности. И недавно собеседник спросил у меня: что за капитаны у нас появились? А услышав, не поверил, что так, запросто, можно привлечь крупных бизнесменов к проекту.
Они действительно с легкостью откликнулись. И меня это поражает: занятые люди тратят целый день на поездку, а перед этим на подготовку, потом еще какое-то время будут курировать муниципальные команды. Вероятно, отчасти это патриотизм: хочется улучшить то место, где живут. Отчасти – желание поделиться тем, что накоплено – опытом, знаниями, наработками. Это люди очень высокого уровня. И подспудно, как мне кажется, увидев муниципальные образования, города и села, может быть, они захотят что-то там сделать.
«Нужно создать у людей настрой»
Что должно стать итогом этой большой работы?
– Задача проста – это увеличение среднего чека для бизнеса в муниципалитетах, создание локальной экономики, это выход тех, кто созрел, из своей локации в следующую – возможно, начать работать на всю Тюменскую область. И, конечно, пополнить ряды предпринимателей через какие-то проекты и соответственно увеличение заработных плат. Потому что люди должны жить хорошо везде, неважно – в Тюмени человек работает или в Аромашево, наемный он работник или предприниматель. Главное – чтобы у людей была доходность. Иначе ни о каком расцвете муниципалитетов речи просто быть не может.
Но ведь можно было просто разработать стратегию развития и спустить ее на муниципальный уровень.
– Флаг, под которым мы сейчас все это делаем, – создание единой инвестиционной команды от губернатора до главы муниципалитета. Суть в том, чтобы работать именно командой. Если мы сейчас сверху все организуем, на местах останется только исполнить.
Это та история, когда дают удочку, а не рыбу?
– Да. Я не верю – успех даст то, что не вызывает отклика, а насаживается в директивном варианте сверху. И это игра вдолгую. Мы же понимаем, что инвестпроекты, как грибы, не растут. Мы посеяли почву, и какие-то первые результаты можем увидеть только в отдаленном промежутке. Сегодня нужно хотя бы создать настрой, зарядить людей, помочь им другим взглядом посмотреть на развитие территории.
![]()
Точки роста для сельских районов
Знаю, что на стратегических сессиях одна из популярных тем – это туризм. Но есть мнение, что смотреть в наших селах нечего.
– По большому счету сельского туризма у нас нет. Есть только его маленькие островки. Но 2020-й год показал некоторые возможности. С подачи Ирины Катигаровой, к примеру, появились глэмпинги в Нижней Тавде. Подобное можно сделать в каждом районе. Появился термальный курорт. Хотя термальная вода не вчера у нас возникла. Но надо было наткнуться на идею, что в Сибири есть море. И мы заявились с ней, первыми открыли термальный сезон. Здесь я снимаю шляпу перед Андреем Вадимовичем [Пантелеевым]. Сейчас активность у муниципалитетов необычайная. Все нашли заброшенные скважины, начали на эту тему что-то думать, говорить. Кто-то или что-то должны были стать катализатором.
26 марта мы снова будем говорить о сельском туризме (на форуме «НеГород» – Прим. Ред.). У нас ни эко-ферм нет, ни подворий, только какие-то единичные вещи. И в сегодняшнем дне это, наверное, хорошо, потому что есть куда расти, чем заняться и что развивать.
Но есть ли у нас перспектива в сельском туризме в глубине региона, не рядом с Тюменью и Тобольском?
– Конечно. Съездите как-нибудь летом в Бердюжский район на озеро Соленое.
Была. И удивительно, кстати, что это место до сих пор никак не освоено.
- Да, там ничего не происходит. Я приехала и не поверила: сколько глаза мои видят, столько стоят автомобилей, палатки бесконечные. И больше ничего: ни питания, ни душа, ни туалета. При том, что люди рассказывали мне, – в соседней Курганской области есть подобные объекты, и минимальный сервис за небольшие деньги предусмотрен.
А у нас в рядом стоящем селе Окунево только два года назад поняли, что можно сдавать комнаты приезжим. Может быть им никто не рассказал об этом раньше?
Речь о том, что власть не слишком активна? Кто-то же должен был показать, рассказать, направить…
– Инвестиционная деятельность и, в целом, предпринимательство – сложнейшая история. Сначала нужно научить коллег делать, а потом с них спрашивать. Это скорее вопрос не к ним. Может, время так было устроено: у нас инвестиции росли как на дрожжах, и мы не особо смотрели в подобные мелочи. Возможно, сейчас как раз это время и пришло.
Вы привели в пример Бердюжский район. Рядом – Армизонский. Туда нет железных дорог, нет вблизи федеральных трасс. Таким территориям сложнее искать точки роста?
– Конечно. Но и там вполне возможно появятся рабочие идеи. Да и сельское хозяйство не в воздухе же висит. У «АрСиба», к примеру, нашего интегратора, есть франшиза. В Армизоне они будут проводить следующую встречу. Мы хотим пригласить их именно на сход граждан, чтобы они рассказали, как на своем личном подворье зарабатывать деньги.
![]()
Надо сказать, что Тюменская область хорошо смотрится на фоне других регионов. Мне есть с чем сравнивать. Даже локальные дороги, если съехать с федеральной трассы, в большей части, хорошие. Расстояние до федеральной трассы – да, в логистике добавляет что-то. Но есть регионы, где просто невозможно проехать, и это беда. У нас – нет.
С другой стороны, свободной земли близко к большим городам уже нет. Если ты хочешь развиваться, то приходится смотреть вглубь региона. Как «Дамате» пришел в Юргинский район. А потому у районов есть все шансы на развитие. Нужно просто помочь им ресурсами. Их желание плюс наши возможности региональные, может и федеральные, и родится продукт.
Фото: iato.ru, admtyumen.ru


