Госсовет Татарстана не поддержал идею переименования должности президента республики. В региональном парламенте считают, что нормы законопроекта противоречат основам конституционного строя РФ. Почему республика выступила против инициативы федерального центра и как Кремль будет решать эту проблему? Подробности – в материале «ФедералПресс»
Ценности и деньги
В конце сентября председатель комитета ГД РФ по госстроительству и законодательству Павел Крашенинникови глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и строительству Андрей Клишас внесли в парламент пакет законопроектов, среди которых был документ, предполагающий унифицированное название всех высших должностных лиц в субъектах РФ. Так, по новым правилам губернаторы должны именоваться главами регионов. Инициатива получила неожиданный отклик. Парламент Татарстана признал, что норма законопроекта противоречит основам конституционного строя РФ как федеративного государства. На данный момент республика остается единственным регионом, где закреплен пост президента.
«Для Татарстана сохранение поста президента – вопрос принципиальный, скорее даже ценностный. Это вопрос об особом положении Татарстана в рамках РФ. Татарстан – не национальная губерния, как Дагестан. Это, с точки зрения самого Татарстана, союзное государство России и пост президента, титул президента определяет эту особую роль», – объясняет ситуацию политолог Дмитрий Журавлев.
По словам эксперта, должность президента Татарстана хотели упразднить давно. Похожие предложения звучали с начала нулевых. Но титул сохранялся за счет договора между РФ и Татарстаном, который был ратифицирован еще в эпоху Минтимера Шаймиева и Бориса Ельцина.
«Договор практически не действует, но факт его наличия означает тоже определенные вещи. Тогда такие договоры были с многими регионами и это не воспринималась как проблема. Потом все договоры были денонсированы в связи с тем, что регионы являются субъектами РФ», – отметил Журавлев.
Политолог Павел Салин считает, что демарш Госсовета Татарстана не касается символических смыслов, а связан с тем, что элиты региона хотят указать федеральному центру на конкретные аппаратно-кадровые вопросы, которые предполагает законопроект Клишаса-Крашенинникова.
«Все СМИ подсвечивают, что суть законопроекта в переименовании должностей. На самом деле пакет законопроектов предусматривает существенное изъятие аппаратно-кадровых полномочий у регионов в пользу федерального центра. В частности, это касается назначения ряда региональных министров. Поэтому, когда Татарстан допускает подобный демарш, то он понимает и прямым текстом указывает, что речь идет о распределении административного влияния, которое проецируется на распределение финансовых потоков», – отметил Салин.
По его словам, в Татарстане надеются, что решение будет поддержано элитами других регионов, которые опасаются это делать открыто. Как считает политолог, республика, возможно, рассчитывает на неформальный торг с федеральным центром. В обмен на символические уступки, вроде согласия переименовать должность президента, сохранить самостоятельность в кадровых и финансовых вопросах.
Закон Администрации
Как рассказывает «ФедералПресс» бывший сотрудник Кремля, знакомый с ситуацией в Приволжском федеральном округе, закон Клишаса-Крашенинникова лоббируется напрямую Москвой. Однако сценарий его принятия после демарша Госсовета Татарстана выглядит размыто. Пока ничего не мешает Старой площади «провести» инициативу, не обращая внимание на мнение республиканских элит, однако многое зависит от конкретных задач.
«Если Кремль собирается управлять Россией, то важно [принять законопроект]. Если главное – спокойно досидеть до следующих президентских выборов, то неважно... Это вечный вопрос – вы хотите хорошо закрыть квартал или сделать Россию лучше, чем вы ее взяли? В первом случае ничего не надо делать, во втором случае – придется. Когда 80 договоров с регионами – это нормально, а когда только с одним договор – это ненормально. Поскольку вводить договора с остальными регионами мы не собираемся, то надо убирать этот», – считает источник.
Существует также и вероятность того, что Кремль откажется от идеи окончательно провести законопроект через парламент. Вопрос во многом будет зависеть от позиции Татарстана: «Надавить» на Татарстан так, как можно надавить на Марий Эл не получится. У Татарстана бюджет, который обойдется и без дотаций», – считает собеседник агентства.
Отметим, президент Татарстана Рустам Минниханов возглавляет республику с 2010 года. Вопрос о наименовании высшего должностного лица региона уже поднимался 5 лет назад. Именно с 1 января 2016 года, согласно указу, Владимира Путина главы республик должны были отказаться от слова «президент» в названии своей должности. Однако главе Татарстана предоставили переходный период, и в Республике до сих пор используется слово «президент».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева,Tatyana Chernikova / @Komsomolskaya Pravda / globallookpress.com,пресс-служба Президента РТ