Крупнейшие российские компании все больше склоняются к созданию и развитию собственных цифровых экосистем. Самыми яркими примерами отечественных экосистем являются VK, «Сбер» и «Яндекс» – эти конгломераты раньше прочих начали отходить от своих традиционных моделей развития бизнес-услуг. Сервисы компаний, входящих в одну систему, затрагивают самые разные аспекты жизни людей: от путешествий и питания до здоровья, покупок и образования. Станут ли эти цифровые системы угрозой для малого и среднего бизнеса, приведут ли они к монополизации рынков или небольшие компании смогут извлекать из них выгоду – в материале «ФедералПресс»
Примеры российских экосистем
Экосистема – это группа сервисов, объединенных вокруг одной компании, которые принадлежат ей или ее партнерам. В основе любой экосистемы, по мнению доктора экономических наук и заслуженного экономиста России Андрея Марголина, лежат единая цифровая платформа и корпоративная культура.
Собственные цифровые системы, помогающие освоить новые рынки, создают не только VK (ранее Mail.ru), «Яндекс» и «Сбер». Этим же путем идут МТС, «Тинькофф» и ВТБ. Но цифровые экосистемы – это не отечественное изобретение. Зарубежные Amazon, Facebook, Google, Tencent, Microsoft или Apple также по своей сути являются экосистемами.
Все они, создавая собственные сервисы или поглощая перспективные проекты, стараются расширить ассортимент предлагаемых продуктов и привлечь как можно больше клиентов. Привычный образ «Сбера» никак не вяжется с компанией, которая занимается аптечным бизнесом или доставками. Курьеры и такси от «Яндекс» давно стали привычными даже в небольших городах. «Тинькофф» вышел на рынок мобильной связи и объединил в своем многофункциональном приложении (т.н. суперапп) сферы покупок, развлечения, путешествий и медицины.
Андрей Марголин не считает, что экосистемы крупных корпораций, осваивающих новые рынки, создают угрозу для компаний малого бизнеса. По его мнению, экосистемы, прежде всего, связаны с особой культурой ведения бизнеса, широким применением современных цифровых технологий, и они не могут кому-то помешать.
Аналитик указывает, что создание экосистемы не проводится «за один день» и большие деньги далеко не всегда позволяют сформировать ее. Марголин предполагает, что крупная и финансово устойчивая корпорация может обойтись без того, что мы вкладываем в понятие «экосистема». А для предприятия малого бизнеса, несопоставимого с ней по финансовым возможностям, создание экосистемы может оказаться по плечу. Ключевым элементом экосистемы, по мнению специалиста, также является доверие между руководством компании и ее сотрудниками. Если такое доверие есть, то это первый, но абсолютно необходимый шаг к созданию экосистемы.
«Например, руководитель малого бизнеса может сделать у себя примерно то же, что сделал в свое время Святослав Федоров в МНТК «Микрохирургия глаза». У него была бестарифная модель оплаты труда, при которой директор компании не мог получать зарплату, превышающую минимальную зарплату в компании более чем в 7 раз. Он мог поднять зарплату себе только после повышения зарплаты того, у кого она минимальна. Разве это не элемент социальной экосистемы? Это доступно любому и не требует специального финансирования», – считает экономист.
Он указывает, что такой подход положительно влияет на репутацию компании и обеспечивает рост ее капитализации. Поскольку в нacтоящее время доля бренда в стоимости акций компании велика и имеет тенденцию к повышению, создание экосистемы это не просто популярный тренд, но и способ получения существенной экономической выгоды
Андрей Марголин не согласился с тем, что крупные корпорации, стремясь расширить созданные экосистемы, могут начать скупать маленькие непрофильные компании, которые успешны на своем рынке. Он полагает, что подобные конгломераты потребуют значительных вложений, эффективность которых весьма сомнительна.
Малый бизнес на большом рынке
Схожую точку зрения разделяет основатель и управляющий партнер консалтинговой компании Strategy Partners Group (входит в экосистему «Сбера») Александр Идрисов. Он уверен, что создание экосистем не только не несет угрозы, но и открывает новые возможности для малого и среднего бизнеса. Например, с помощью цифровых торговых площадок, создающихся как часть сервисов конкретных корпораций.
«Это традиционный вопрос большого и малого бизнеса, никакого противоречия здесь нет. Платформы помогают малым компаниям выходить на новые рынки, получать новые возможности, каналы продаж. На тот же Amazon вышли многие отечественные фирмы. Сейчас они продают свои продукты на глобальном рынке. Хотя это небольшие корпорации. Они взаимодействуют с сервисом, созданной крупной фирмой», – говорит Идрисов.
Эксперт подчеркивает, что в России сложилась уникальная ситуация. Страна с маленьким рынком, составляющим примерно 2 % от мирового ВВП, имеет в себе 5 активных и сильных экосистем. По мнению бизнесмена, такой ситуации нет больше нигде в мире, и для малого бизнеса это сулит новые возможности развития.
Основная борьба за клиентов будет идти между самими экосистемами, а не между ними и маленькими компаниями. И малый бизнес может воспользоваться борьбой гигантов друг с другом.
Идрисов полагает, что любое более-менее успешное предприятие может стать частью экосистемы корпорации или даже войти в несколько таких систем. Но не через поглощение, а добровольно и с сохранением самостоятельности, пользуясь противостоянием разных наборов сервисов.
«Компания делает предложение экосистеме, от которой последней трудно отказаться. Либо у нее привлекательное предложение для клиентов, либо уникальный продукт. Фирма говорит, что если она предложит это клиентам экосистемы, то все будут в выигрыше. Для малого бизнеса такой подход открывает возможности. Он может стать поставщиком для разных экосистем, у него будут альтернативы. Условно, МСП будет работать не через один большой Amazon, а множество маленьких», – указывает специалист.
Спрут из конгломерата
Но не все придерживаются позитивных взглядов на экосистемы. Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков видит в них прежде всего инструмент расширения конгломератов на новые рынки с целью их захвата.
Представитель профессионального объединения считает, что экосистемы дестабилизируют рынок и являются примером нечестной конкуренции, поскольку небольшие предприятия не в силах противостоять крупным конкурентам, входящим на новый рынок. Он опасается, что без должного контроля экосистемы приведут к монополизации тех сфер, которые они затронули.
«Из таких конгломератов вырастают спруты, которые проникают повсюду. И даже государства с ними с трудом справляются. Ситуация с корпорацией Facebook, на которую подают в суды по всему миру, вам в пример. Крупным компаниям экосистемы нужны просто для выхода на новые рынки. Карла Маркса никто не отменял. У них есть для этого ресурсы и связи с властью, поэтому они стараются урвать как можно больше лакомых кусков», – говорит Филиппенков.
Именно в погоне за новыми рынками и доходами, по убеждению аналитика, состоит цель создания экосистем. Предприниматель уверен, что МСП просто не в состоянии тягаться с такими образованиями – в случае их укрепления в конкретной отрасли мелкие бизнесы просто будут поглощаться конкурентом, за которым стоит крупная корпорация.
Филиппенков отмечает, что уже сейчас малый и средний бизнес находится в кабальной зависимости от крупного. По его словам, сегодня на Среднем Урале совокупный долг по товарам и услугами, произведенными малым или средним бизнесом, составляет больше миллиарда рублей. И львиная доля этих долгов находится на крупных игроках, которые затягивают оплату за уже полученную продукцию.
«Получается, что малый бизнес как бы кредитует крупный. А сделать ничего нельзя, потому что мы зависим от больших фирм и в случае разбирательств в суде сразу попадем в черный список. Небольшие компании вынуждены долго терпеть и ждать платы. Этим пользуются все крупные предприятия, не считаясь с нами», – заявляет предприниматель.
От малого к крупному
Выход из ситуации Филиппенков видит в двух сценариях: в создании четкого кодекса отечественной бизнес-этики и в сплочении мелких игроков в крупные объединения, которые смогут повлиять на власти и корпорации. Также Филиппенков согласился с тезисом о том, что предприятия малого и среднего бизнеса могут начать работать над созданием собственных цифровых экосистем при кооперации.
Нечто похожее в мировой истории уже происходило. Так большинство крупных торговых сетей в Германии зародилось из кооперативов, созданных мелкими магазинчиками.
«Но это не совсем экосистема. Экосистемы – это про другое. Это когда разные компании с разными видами деятельности объединяются в связанную структуру. Здесь же речь идет о компаниях одного вида деятельности, которые объединяются для достижения эффекта масштaба или преодоления барьеров. То есть эффект масштaба достигается тот же, но через другие действия», – подчеркивает Александр Идрисов.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов тоже считает, что цифровые экосистемы прежде всего служат для диверсификации бизнеса крупных предприятий. Для достижения этой цели они не стесняются пользоваться своим господствующим и даже частично монопольным положением на рынке.
При этом экономист отметил, что такие замкнутые системы услуг придают бизнесу большую устойчивость во времена кризисов, поскольку попавшая под удар отрасль может получить «помощь» из сферы, которая не была затронута нестабильностью. С другой стороны, создание экосистемы и расширение на смежный рынок грозит дополнительными издержками и рисками, поэтому этот шаг несет в себе как плюсы, так и минусы.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; Скриншот с сайта vk.company; Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com
Умная среда: инструкция по применению