Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Биржа не помогла: эксперты предупредили о предстоящем росте цен на бензин

Цена на бензин
Цены на бензин в этом году еще подрастут, уверены эксперты

Окончание сезона отпусков и принятые государством меры помогли остановить рост биржевых цен на бензин, которые снижаются уже второй (АИ-95) и третий (АИ-92) месяц подряд. При этом на АЗС топливо продолжает дорожать. Почему это происходит и стоит ли ждать переноса биржевой тенденции в розничный сегмент – в материале «ФедералПресс».

С момента исторических максимумов биржевых котировок бензин АИ-92 в среднем по России подорожал на 0,7 % (с 46,56 до 46,88 рублей за литр), АИ-95 – на 0,6 % (с 50,1 до 50,38 рублей за литр), говорится в обзоре, подготовленном специально для «ФедералПресс» компанией «Петролеум Трейдинг». Самый дорогой бензин – в Дальневосточном федеральном округе. Там, по состоянию на 29 октября, просили 51,31 рубля за литр АИ-92 и 53,26 рубля за литр АИ-95. Самый дешевый – в Уральском федеральном округе (45,01 и 48,55 рубля за литр соответственно).

351a53fffdfd4d367ad0cd4762749cbe.jpg

Пик цены на АИ-92 был достигнут в середине августа, когда за тонну бензина этой марки давали 58,5 тыс. рублей. Максимальные котировки АИ-95 были зафиксированы 24 сентября – 60,5 тыс. рублей за тонну. После этого топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) начало постепенно дешеветь. По итогам торгов 3 ноября цена бензина АИ-92 составила 53,8 тыс. рублей за тонну (-8,1 % по сравнению с пиковым значением), АИ-95 – 55,2 тыс. рублей за тонну (-8,8 %).

dc4103a385752f2f5d536a142a219a4e.jpeg

Снижение оптовых цен стало, с одной стороны, следствием сокращения спроса в связи с окончанием «высокого» весенне-летнего сезона. С другой – правительство приняло целый ряд мер для стабилизации ситуации на топливном рынке. В частности, еще в мае был скорректирован порядок расчета топливного демфпера, который позволяет компенсировать нефтяникам потери от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок в ущерб более прибыльному экспорту. В августе Минэнерго и ФАС выпустили совместную рекомендацию об увеличении биржевых продаж нефтепродуктов на 1 % (до 12 % для бензина и до 8,5 % для дизтоплива).

Самой действенной мерой оказалась угроза ввести запрет экспорт нефтепродуктов. Несмотря на то, что большинство представителей отрасли расценивали вероятность ее реализации как невысокую, свой эффект она оказала. Как писал «ФедералПресс», нефтяники действительно перенаправили экспортные потоки на внутренний рынок, что позволило снять проблему дефицита топлива на бирже и сдержать рост котировок.

Как рассказали «ФедералПресс» в Федеральной антимонопольной службе, ведомство держит на контроле ситуацию с ценами на топливо и принимает меры по их стабилизации. Так, после предупреждения Пермского УФАС России снизила цены компания «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт». Аналогичная мера в Свердловской области привела к тому, что в одном из городских округов АИ-92 подешевел на 1,1 рубля, АИ-95 на 50 копеек, дизтопливо – на 1,5 рубля за литр. В Калмыкии ФАС заставила одну из местных компаний снизить цену топлива и продавать его по единой цене в дневное и ночное время.

Непослушная розница

Однако общей тенденции это не меняет. «Рост розничных цен в России фактически заложен в механизм их регулирования. Обратный акциз («демпфер») частично компенсирует колебания, возникающие на международном рынке нефтепродуктов, и позволяет снизить волатильность внутренних оптовых цен. Но он же накладывает на участников соглашения социальное обязательство сдерживать рост розничных цен на уровне инфляции. Это приводит к тому, что в отдельные периоды реализация топлива на АЗС становится убыточной. Поэтому, когда оптовые цены по тем или иным причинам снижаются, розничные цены не следуют за ними – операторам АЗС необходимо компенсировать ранее накопленные убытки», – комментирует главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко.

«Проблема розничных цен на бензин состоит в том, что до небольшой коррекции оптовых цен (а частично, и после нее) многие независимые АЗС были убыточны. Они, в отличие от ВИНК, не получают выгоды от роста оптовых цен, а наоборот, страдают от сочетания медленного роста розницы и высокой стоимости топлива на бирже. Из-за этого ожидать снижения стоимости бензина на АЗС, к сожалению, не стоит. На данный момент это лишь способствует нормализации ситуации и позволяет рассчитывать на рост розничных цен не выше уровня общей инфляции – отмечает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

По словам вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева, до конца года скорее возможен дальнейший рост розничных цен. «Наш механизм ценообразования не подразумевает адекватного изменения розничных цен при изменении оптовых. Если розница фактически регулируется механизмом «инфляция плюс налоги», то оптовые цены ограничиваются только уровнями экспортных альтернатив. Весь максимум, который можно было выбрать, исходя из инфляционных ожиданий розница, уже выбрала. С учетом поднятия ставок ожидается повышение инфляции (последний прогноз ЦБ – 7,4–7,9 %), и я думаю, что еще плюс 2-3 % до конца года в рознице мы увидим», – прогнозирует эксперт.

«Для того, чтобы биржевая динамика отражалась на стелах АЗС, у нас должна полностью и радикально измениться система регулирования и ценообразования на нефтепродукты. Рынок должен стать рынком – цена должна зависеть от баланса спроса и предложения. Но в ближайшей перспективе это крайне маловероятно. Главным фактором сохранения действующего механизма ценообразования является боязнь социальных волнений из-за роста розничных цен. С учетом заложенного механизма и растущей потребительской инфляции, стоит ожидать, что цены на АЗС могут еще немного подрасти – в среднем примерно на 50-60 копеек за литр до конца года при сохранении цен на нефть на текущем уровне. Если котировки нефти и нефтепродуктов в Европе будут понемногу снижаться, а курс рубля сохранит стабильность, розничные цены могут остановить свой рост, возможно, даже снизиться на символические 10-15 копеек. Но я бы не рассчитывал на какое-либо снижение до тех пор, пока маржинальность не повысится до номинальных 30% (сейчас она находится в районе 15-18%, а за вычетом затрат – 5-6%) – говорит Андрей Дьяченко из «Петролеум Трейдинг».

Тем временем аналитики ожидают роста нефтяных котировок. Так, 2 ноября Bank of America выпустил обновленный прогноз цены на нефть,где говорит о возможности достижения отметки 120 долларов за баррель к середине 2022 года.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.