Столичное управление Росприроднадзора подвело итоги проверок противоэпидемиологической безопасности, проводившихся во время локдауна. В числе нарушавших карантинный режим оказались сети Fix Price и «Смешные цены», торгующие товарами по низким ценам. Претензии ведомства их вряд ли напугают, даже если их магазины, в которых были выявлены нарушения, закроют на три месяца или оштрафуют: их доходы быстро позволят компенсировать возможные убытки. Почему – в материале «ФедералПресс»
«Большой» долг лидера ритейла
В арбитражном суде Москвы до конца нынешнего года ожидается проведение заседания по иску столичного департамента средств массовой информации и рекламы к фирме «Бэст Прайс». В нем ведомство просит суд взыскать с «Бэст Прайс» задолженность в размере 7,3 тыс. рублей.
Сумма сравнительно мизерная и, по всей видимости, связана с размещением наружной рекламы «Бэст Прайс» на улицах Москвы. Однако судебное разбирательство любопытно не суммой и не причиной для его проведения. Интерес представляет непосредственно сама «Бэст Прайс», так как она является ядром торговой сети Fix Price, продающей продукты и товары первой необходимости по фиксированным низким ценам.
Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», дела у Fix Price идут очень хорошо: в 2020 году выручка ее головной компании «Бэст Прайс» выросла на 31,2 % до 187,6 млрд рублей, чистая прибыль – на 38,7 % до 17,2 млрд рублей. Обязательства тоже серьезно увеличились – на 38,2 %, почти до 43 млрд рублей.
Дешевле – не значит лучше
Успешная торговля по невысоким ценам сыграла с Fix Price злую шутку во время карантинных ограничений, введенных в Москве в конце прошлого месяца: 31 октября оперативный штаб столицы по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом сообщил о выявлении факта работы магазина Fix Price, расположенного на востоке города, и о возможности его закрытия на 90 суток.
На деятельности Fix Price этот инцидент, похоже, никоим образом не отразился. Во всяком случае, автор статьи, посетив во время локдауна магазин на юго-востоке Москвы, своими глазами видел, что он преспокойно себе функционирует. Руководство Fix Price, вероятно, исходило из того, что закрыты должны быть только магазины, продающие непродовольственные товары, тогда как эти точки имеют смешанный ассортимент и потому имеют право на работу.
Однако, судя по материалам государственных органов и судов, Fix Price не раз и не два попадала в неприятные истории. Например, в октябре 2014 года сотрудники Роспотребнадзора провели проверку магазина в Ярославле по жалобе покупателя, обратившего внимание на резкий запах, исходившего от игрушек. Оказалось, что они токсичны, и их пришлось изъять. Магазину же выписали штраф на 400 тыс. рублей.
В ноябре 2015 года Роспотребнадзор выявил массовые нарушения в магазинах Fix Price в Санкт-Петербурге, изъяв из них забракованную продукцию и выписав штрафов на 345,5 тыс. рублей. В октябре 2020 года в магазине в Омске выявили отсутствие дезинфицирующих средств, продавцы носили маски не должным образом.
Условия же для работы в Fix Price, по наблюдению автора статьи, явно не лучшие: помещения магазинов небольшие, полки с товарами стоят друг к другу очень близко. Да и размер оплаты труда сотрудников невелик, словно он рассчитан на трудовых мигрантов. Иначе как объяснить, что по данным одного из сайтов по поиску вакансий, продавцам в Челябинске и Калуге предлагается зарплата аж 24 тыс. рублей в месяц?
По модели франшизы
Еще один крупный дискаунтер, торгующий в Москве, тоже, похоже, любит набирать мигрантов (в двух его магазинах, которые посетил автор статьи, трудились исключительно приезжие). Его магазины также попались на работе в локдаун. Речь идет о набирающей популярность торговой сети «Смешные цены», предлагающей, как следует из ее сайта, брендовую и стильную одежду для мужчин и женщин по оптовым ценам.
«Огромный выбор, богатый ассортимент и отличные эксплуатационные свойства одежды – еще один приятный нюанс для целевой аудитории. Наша миссия – позволить каждому жителю страны носить натуральную, качественную и современную одежду, цена которой доступна каждому!», – говорится на ее портале, настораживающем свой простотой – на нем есть только общие сведения о «Смешные ценах» и юридические данные без подробного каталога товаров и указания их стоимости.
Еще больше настораживает информация о «Смешных ценах» из системы «СПАРК-Интерфакс»: судя не ней, у ООО «Смешные цены», владеющей сетью, в 2020 году доходов не было, персонал же состоит из одного человека – его генерального директора Людмилы Коротковой. Принадлежит компания некоему Джамилу Анбирову, владеющему также ООО «Ювелирный на Старом Арбате», которое почему-то торгует спортивной одеждой и оборудованием (его чистая прибыль в 2020 году составила аж 40 тыс. рублей).
В то же время, если верить сайту «Смешных цен», у них куча магазинов по всей Москве. В интернете можно найти сведения о магазинах с аналогичными названиями в разных городах России, поэтому можно предположить, что сеть больше, чем кажется.
«Судя по всему, магазины развиваются по модели франшизы, опираясь на единый бренд и пул поставщиков», – допускает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».
Как бы там ни было, бренд «Смешных цен» замешан в продажах контрафактной продукции. Так, в 2020 году Роспотребнадзор, проверив его столичные магазины, изъял почти 17,6 тыс. пар контрафактной обуви на 12,6 млн рублей. В нынешнем году прокуратура Астраханской области направила в суд уголовное дело по поводу продажи в «Смешных ценах» поддельной спортивной одежды.
Крупняку придется потесниться
Несмотря на существующие проблемы, отраслевые эксперты полагают, что дискаунтеры будут укреплять позиции в торговле, их доходы тоже будут расти.
«Дискаунтеры выигрывают за счет больших объемов продаж. И производитель в этом случае может рассчитывать на свою долю прибыли. Даже очень большую партию товара возможно реализовать, так как стоимость продукции все равно будет гораздо ниже, чем в соседнем супермаркете», – прокомментировали в исследовательской компании NTech.
По мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир Инвестиций» Дмитрия Пучкарева, конкурентные преимущества дискаунтеров заключаются в более низких в сравнении с обычными магазинами расходами на открытие, а значит, они быстрее окупаются. За счет низких цен дискаунтеры привлекают те группы населения, для которых этот фактор является определяющим.
Обратной стороной невысоких цен является жесткое управление издержками, указывает Артем Тузов. Соответственно, магазины открываются в местах с минимальной арендной платой, часто в подвалах или торговых центрах с плохой проходимостью.
«Но покупатели ради низких цен готовы мириться с неудобствами. Товары в основном идут из Китая, что в момент роста курса доллара добавляет издержки сетям», – добавляет он.
По словам аналитика «Финам» Сергея Кауфмана, гипер- и супермаркеты будут в ближайшие время уступать свою долю на рынке дискаунтерам и магазинам фиксированных цен. Впрочем, заменить их полностью они не смогут из-за сравнительно небольшого ассортимента.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева