Мода на криптовалюты ударила по энергосетям Иркутской области. Пользуясь низкими тарифами в Прибайкалье, майнеры выдают себя за обычных пользователей, а в итоге создают аварии и перегрузки на энерголиниях. Они потребляют энергию, как предприятия, и портят бытовые сети. Как борются с нелегальными добытчиками биткоинов в регионе – в материале «ФедералПресс».
Электрики идут на звук
Новая примета для энергетиков: если из-за забора частного домовладения слышится шум вентиляторов – скорее всего, здесь майнинговая ферма. Есть и более конкретные признаки: например, к участку ведут сразу две отдельные линии электропередач, а во дворе стоят два трансформатора. Замеры потребления мощности говорят о том, что с виду обычный жилой дом потребляет энергии в разы больше разумного предела. По словам заместителя начальника Восточного отделения «Иркутскэнергосбыт» Павла Ларина, энергозатраты сопоставимы с промышленным производством.
«Потребление среднее в месяц в течение 2021 года происходит на уровне 300–400 и более тысяч киловатт в месяц. Потребление, аналогичное потреблению небольшого завода или небольшого промышленного предприятия», – говорит энергетик.
Однако это всего лишь подозрения. Владельцы таких участков, как правило, заявляют, что у них, например, круглогодичный отапливаемый бассейн. Доказать обратное практически нереально, энергетиков просто не пускают на территорию. Частная собственность. Поэтому путь один: десятки экспертиз и разбирательств в суде. «Иркутскэнергосбыт» в этом году подал уже 45 исков, в 6 случаях суд доказательства в незаконном майнинге признал весомыми, по остальным еще ведутся разбирательства.
Московские гости оставят без отопления?
Такие почти детективные истории для энергетиков в Приангарье стали обыденностью. Иркутская область уже давно стала негласной столицей майнинга. Причина простая: в области действует три гидроэлектростанции, и низкий тариф для населения – привилегия, которую отстоял перед Москвой еще первый губернатор региона Юрий Ножиков. Сейчас частник в городе платит чуть больше рубля за киловатт-час. В сельской местности тариф еще ниже. Поэтому майнеры устремляются в пригород. Участки под Иркутском активно скупают жители Москвы и Питера. Стать сибиряками не торопятся, но строят здесь ангары с рядами системных блоков. По словам замначальника Шелеховского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Евгения Власова, это дает огромные нагрузки на сети.
«Потребление в режиме коммунально-бытового носит волнообразный характер. Утром люди проснулись, ставят чайник, кто-то разогревает еду – нагрузка повышается. Люди уходят на работу, дома никого не остается, нагрузка, соответственно, минимальная. При майнинге специфика работы оборудования такова, что оно работает круглосуточно, без изменения нагрузки», – объясняет специалист.
Первые последствия жители поселков под Иркутском ощутили прошлой зимой. Сети перестали справляться с возросшим напряжением. Отключения света стали регулярными. Учитывая, что большинство домов отапливаются с помощью электричества, проблема из разряда «временные неудобства» перешла в разряд «вопрос выживания». Эта зима обещает стать еще более напряженной. Если за предыдущие 4 года рост потребления электроэнергии населением составлял 3 %.То за 9 месяцев этого года, прирост уже 18 % И специалисты считают что это не предел. В Иркутскую область устремились майнеры из Китая. В соседней стране этот вид бизнеса оказался под запретом, поэтому контейнера с оборудованием для ферм из Поднебесной везут в Прибайкалье.
Как заработать на фермах?
Россия вообще не рассматривает майнинг как бизнес, соответствующих ОКВЭДов не существует в природе. Поэтому добытчики криптовалюты просто выпадают из правового поля. Хотя, по мнению некоторых глав сельских поселений, легализация майнинга могла бы стать серьезным подспорьем для небогатых муниципальных бюджетов. Глава Баяндайского муниципального образования Захар Адриянов считает, что налоги от легальной добычи криптовалют оздоровили бы территории, налоги из которых уходят в вышестоящие бюджеты.
«У нас земельный налог, если промышленный, мы теряем, само собой. В площадки спортивные мы можем вложить эти деньги по благоустройству, привести в порядок территорию нашего населенного пункта», – говорит муниципальный чиновник.
Однако вопрос легализации – задача даже не региональных властей, это компетенция федерального центра. При этом проблемы, которые существуют уже сейчас, приходится решать именно регионалам. И если про налоги можно сказать философски: «не жили богато…», то вопрос изношеных сетей, которые не справляются с нагрузками надо решать уже сейчас. Решением проблемы с «серыми» майнерами может стать введение в Прибайкалье дифференцированного тарифа. Принцип прост: при потреблении определенной нормы в месяц – обычная цена, за обьемы выше – выше и тариф.
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов