Глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин заявил, что необходимо отменить Единый государственный экзамен в школах, так как он является «пыткой для молодежи». Также он указал на необходимость вернуть «советскую систему образования в российских школах». Об этом он заявил в ходе выступления на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека». «ФедералПресс» обсудил инициативу главы СК РФ с экспертами в области образования и выяснил, насколько это предложение реализуемо в современных условиях.
В России с 2009 года стала обязательной система ЕГЭ в школах. Ежегодно преподаватели и другие эксперты в сфере образования выступают с предложениями об отмене этого экзамена, однако альтернативы ему пока нет, считают эксперты в области образования.
«Возврат к предыдущим формам аттестации невозможен. Чтобы отменить ЕГЭ, нужно вводить новую форму аттестации, которой на сегодняшний день не существует. Эта альтернатива должна включать в себя все плюсы ЕГЭ и плюсы советского образования. Не думаю, что в ближайшее время отменят, тем более, по инициативе Следственного комитета России», – поделился мнением член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Константин Деревянко.
Рассуждая о плюсах ЕГЭ, эксперты говорят о системе, которая помогает ученикам из разных регионов России поступать в столичные ВУЗы без подготовительных курсовв университетах.
«Убрать ЕГЭ – нереальное предложение. ЕГЭ с момента его введения претерпел много изменений, в нем было много усовершенствований. Но что такое возвращение к советской системе образования? Это возвращение к завуалированной форме взятки при поступлении в ВУЗы. Это значит отсечь огромное количество талантливых детей со всей России и запретить им отсылать свои документы во все российские ВУЗы», – убежден заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Учитель биологии, победитель конкурса «Учитель года» Алексей Овчинников говорит о том, что советскую схему вернуть в современную систему образования невозможно, но реально вернуть использование советских наработок в области фундаментального образования.
«Советская школа готовила будущих инженеров, физиков. Готовила к тому, чтобы работать на производствах. Сейчас такой направленности в школах нет. Что касается ЕГЭ, я не поклонник его, но он является инструментом, который сочетает в себе выпускной экзамен и вступительный. Если сейчас заставить школьников сдавать два экзамена перед поступлением в ВУЗ, то возмущения будет не меньше. Плюс, правила игры в ЕГЭ понятны, а раньше, если ты не учился на курсах в ВУЗе, куда хочешь поступать, то вряд ли поступишь», – вспоминает Овчинников.
Он отмечает, что главный минус ЕГЭ заключается в том, что последние два года обучения в школе учителя заточены на подготовку к экзамену, а не на общее образование. Но альтернативы этой системе Овчинников пока не видит.
Рособрнадзор заявлял о невозможности полного отказа от ЕГЭ, так как это может снизить качество уровня образования в российских школах. В ведомстве отметили, что этот экзамен показал себя как эффективный механизм отбора абитуриентов для поступления в вузы России.
В России начали тестировать систему ЕГЭ с 2002 года. Эксперимент длился до 2009 года, когда вступили в силу поправки в закон «Об образовании», которые сделали ЕГЭ обязательным для всех выпускников школ. Содержание экзаменационных вопросов менялось практически ежегодно, исключалась тестовая часть и вместо нее вводилась устная, что, по мнению педагогов, повысило качество подготовки в единому экзамену.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева