Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Как цифровые сервисы изменили отношение к медицине у поколения Z

Ритм жизни поколения Z привел к изменению стандартов медицинских услуг
Ритм жизни поколения Z привел к изменению стандартов медицинских услуг

Люди родившиеся в преддверии нового тысячелетия, то есть поколение Z, живут по принципу «время — деньги», им нужно успеть все. Поэтому они не привыкли терять это драгоценное время в бесконечных очередях в поликлинику. Та гонка, в которой они участвуют ежедневно, просто не предполагает таких временных дыр. Сегодня им на помощь приходит медицина Big Data, оперирующая большими цифровыми массивами. Именно использование цифровых технологий позволяет изменить способ управления, анализа и использования данных в здравоохранении. Посмотрим, каким образом эти проблемы разрешаются при помощи новых цифровых сервисов.

Телемедицина

Сегодня в медицине есть две антагонистские проблемы: с одной стороны, необходимость соблюдения социальной дистанции, с другой — задача сократить дистанцию между периферией и медициной высших достижений. Именно телемедицина, закон о которой был принят несколько лет назад, способна предоставить почти весь спектр медицинских услуг, не разрывая дистанцию, но приближая лучшие научные центры к любой провинциальной поликлинике. Как говорит директор по распространению технологий Яндекса, популяризатор программирования Григорий Бакунов, «структура классической медицины один в один воспроизводила структуру тайных орденов 12-14 века. Один в один. Кто играл в «Assassin's creed», наверно, должны вспоминать эту историю. Один в один — тайный орден. При этом нужно знать вот что. У тайного ордена задача — не создать новое знание, не приумножить старое, а просто сохранить знания древних. Из-за этого медицина многие годы тормозила». Телемедицина снимает и этот барьер. Теперь она позволяет получать одну и ту же по качеству услугу в самых отдаленных регионах страны. И наиболее активными ее пользователями стали миллениалы и зумеры.

5a6059fc90f27edb7a159f75e397ce99.jpeg

Телемедицинские технологии позволяют врачам и пациентам общаться в режиме реального времени. Сеансы могут проводиться где угодно. Пациент и специалист созваниваются с помощью специализированных систем видеоконференцсвязи. При этом они могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться текстовыми и графическими данными.

Второй по популярности вид телемедицины - удаленный мониторинг состояния пациента. И здесь на помощь приходит интернет вещей (IoT) и анализ большого массива данных (Big Data). Специальные датчики вроде фитнес-трекеров, анализируют показатели здоровья (уровень сахара в крови, кровяное давление и т.д.) и передают полученные данные в специальное хранилище.

В последнее время в России выделяются две группы, занимающиеся разработкой Big Data в здравоохранении. Это Центр анализа данных при информационно-аналитическом агентстве Департамента здравоохранения Москвы и группа при в Департаменте информационных технологий Москвы, которая разработала дорожную карту «Хелснет» и платформу Health Heuristics с использованием технологий больших данных. Но и на периферии существует немало IT компаний, которые озаботились разработками в этой сфере. Именно поэтому за последние 5 лет рынок Big Data в российском здравоохранении вырос на 30%.

Диспансеризация и Check-up

Подготовка диспансеризации, как одного из направлений деятельности Правительства с целью улучшения здоровья нации, началась с 2006 года, когда был принят нацпроект «Здоровье». И в 2015 году она стартовала, став одним из базисов российского здравоохранения. Как считает основательница сервиса Checkme Анастасия Файзуленова, популярность идеи состоит в том, что проще проверить свой организм за один день, чем в течение года ходить по профильным врачам. К тому же чекапы позволяют вовремя предотвращать и обнаруживать многие тяжелые заболевания. Сегодня существует два вида «техосмотра» нашего организма — бесплатная диспансеризация для всех и чекапы для тех, кто не имеет желания или возможности идти по общему протоколу осмотра. Некоторое значение для поколений, привыкшим жить в сети, имеет еще и статусность чекапов, как еще одно доказательство их самостоятельности и самодостаточности.

В то же время чекапы имеют ряд отличий от стандартной диспансеризации: более углубленная диагностика, персонализация, и отсутствие возрастной дифференциации. Однако стоит учитывать, что эта услуга не входит в список ОМС. Поэтому прежде, чем тряхнуть мошной стоит подумать, а действительно ли это необходимо.

Логистика

И здесь российская медицина не стала выдумывать велосипед, а заняла его у смежных социально-экономических сфер. Например, у банковской сфере. Вы обратили внимание, как теперь происходит прием у врача? Подходишь к терминалу, выбираешь в меню необходимую услугу, получаешь талон. И ждешь своей очереди. Ничего не напоминает? На такую схему давно перешли банки и МФЦ. Теперь уже не надо выстаивать длинные очереди в регистратуре, попутно инфицируясь от соседей по очереди. К тому же сегодня общедоступна услуга электронной очереди, при которой стало возможным записаться на прием к нужному специалисту через различные интернет-сервисы: система Госуслуги, единые медицинские порталы.

Таким образом достигается логистическое разделение потоков, позволяющее не превращать поликлиники в неструктуируемый «базар»: если вам назначено время, то именно в это время вы попадете к специалисту, невзирая на все «мне только на минутку», «мне только спросить», «а я только за справкой».

4eb86a900a72aff18a96df8f9c97cc60.jpeg

Интернет вещей (IoT). Социологические исследования показали, что половина зумеров (представителей поколения Z) (44%) активно используют приложения, чтобы следить за своим здоровьем. 40% из них мониторят сон, 35% следят за весом и питанием, четверть опрошенных пользуются антистресс-программами с медитациями. Сегодня никого не удивляют часы, отсчитывающие наши шаги, пульс, давление или сатурацию крови. Но это не предел. Уже появились в продаже персональные компактные приборы ЭКГ, УЗИ, позволяющие мониторить свой организм в режиме он-лайн. К примеру, российская компания GE Healthcare разработала мобильное приложение MyGEHealthcare, позволяющая в режиме он-лайн отслеживать данные с медицинского оборудования. Список медицинских девайсов пополняется настолько быстро, что сложно даже представить, что буквально завтра займет достойное место в линейке интернета вещей.

Перспективы

  • Доступность ранней диагностики. Появится все больше девайсов из интернета вещей, которые будут способны вовремя издать тревожные звоночки.
  • Массовый охват. В ней будет как при марш-броске — зачет по отстающему, а значит опять Big Data.
  • Какие бы формы в будущем не принимала медицина, она должна будет ответить на следующие вызовы:
  • Правило золотого часа. Медицинская помощь должна приходить немедленно и вовремя.
  • Связность пространств и стандарт услуг. На смену доброму доктору Айболиту придет стандартизация услуг, вне зависимости от пространственных и имущественных координат.

Среди удачных современных стартапов можно выделить сервис «Онлайн доктор», реализовавший на практике оборот электронной карточки пациента, Единый медицинский портал, занимающийся мониторингом баз данных заболеваний и методов терапии на основе Big Data. Но перечисление старт-апов в медицине дело крайне неблагодарное, потому что современная медицина формируется именно в эту секунду. И только последующие поколения смогут оценить их по достоинству.

Фото:pexels.com

Сюжет по этой теме
13 июля 2021, 16:34

Умная среда: инструкция по применению

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.