Утром 13 декабря в гимназии при Серпуховском монастыре произошел взрыв, который устроил бывший ученик заведения Владислав Струженков. От взрыва, по предварительным данным, пострадали 10 подростков. О состоянии самого Струженкова доподлинно неизвестно. Несколько СМИ написали о том, что он погиб. Другие источники утверждают, что он жив и находится в тяжелом состоянии. «ФедералПресс» решил выяснить, что могло сподвигнуть молодого человека на страшное преступление и какие устои царили в гимназии.
Хронология трагедии
В городе Серпухов Московской области в православной гимназии на территории женского Введенского монастыря приблизительно в 8:20 произошел взрыв. В это время в вестибюле шла утренняя молитва.
Взрывное устройство привел в действие выпускник гимназии Владислав Струженков. От взрыва пострадало, по предварительным данным, 10 детей.
Взрыв произошел не внутри гимназии, а на крыльце возле двери. В противном случае пострадавших могло быть больше.
Устроивший теракт 18-летний Струженков попал в реанимацию в тяжелом состоянии. Взрывом ему оторвало ноги.
По сообщению МИА «Россия Сегодня», на место происшествия прибыли прокурор Московской области Сергей Забатурин и исполняющий обязанности городского прокурора Серпухова Валерий Кукушкин. Следственные органы ГСУ СК России по Московской области возбудили уголовное дело о покушении на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 105 УК) и незаконном обороте взрывчатых веществ (ст. 223.1 УК России).
Портрет преступника
Владислав Струженков окончил гимназию год назад. По отзывам учителей и знавших его гимназистов, был спокойным, даже скорее тихим. Бывшие воспитанники гимназии говорят, что зачастую родители отдают учиться туда детей насильно. Это провоцирует внутренний бунт и внешние конфликты. Также известно, что молодой человек занимался спортом и даже имел награды.
Владислав Струженков ненавидел учебное заведение. На странице в соцсети он писал, что хочет, чтоб гимназия сгорела.
Что могло послужить причиной для того, чтобы принести бомбу именно сейчас, когда у молодого человека не было больше необходимости посещать гимназию, выясняет следствие.
Впрочем, мотивы молодого человека активно обсуждают в Сети. Протодиакон, общественный и религиозный деятель Андрей Кураев считает, что в серпуховской гимназии царили тоталитарные устои. Он отметил, что там преподавали светские учителя, но в этом, по его словам, нет ничего плохого.
«Другое дело, что все это происходит на территориидуховного учреждения, и во главе стоит игуменья, которая явно из этой школы пробует сделать филиал своего монастыря, а детей построить в колонну юных послушников. Если вы зайдете на сайт этой гимназии, то увидите, что там до сих пор висят правила гимназиста – они напоминают правила тоталитарной секты. Ничего нельзя: жвачку, чипсы в школу проносить нельзя, контроль за тем какая одежда, какая стрижка. Нельзя рассматривать ногти на пальцах, во время трапезы читаются Жития Святых и так далее… а дети находятся в этом «концлагере» с утра и до 6-ти вечера», – отметил Кураев.
Кто виноват?
По словам Кураева, такие устои не могут нравиться подросткам по определению, что выливается в бунты. Формы протеста при этом могут быть самыми разными – от «плача в подушку» до совершения преступных деяний.
«Сейчас декабрь. В это время по всем городам нашей страны идут православные педагогические декабрьские чтения, на которых выходят разные дяди и тети и хвалят друг друга и самих себя, и говорят на тему, какая великая традиция православной педагогики. И говорят – отдайте нам больше власти над детьми, дайте нам больше школ, детских садов, ясель. Это вранье. Нет никакой вековой традиции церковной педагогики. Она создается сегодня на коленке, вот только за последние 30 лет», – добавил эксперт.
Слухи о том, что в Серпуховской гимназии ученики могли подвергаться жесткому обращению со стороны преподавателей подтверждают и отзывы об учебном заведении и в соцсетях. Несмотря на то, что большинство отзывов положительные, есть пользователи, которые утверждают, что в семинарии практиковался буллинг.
«Я там учусь, у меня педагогический буллинг, еда ужасна, отношение к ученикам тоже, надеюсь, закроют это адское место», – пишет пользователь Настя Б. (Редакция «ФедералПресс» не может гарантировать достоверность комментариев в соцсетях).
Впрочем, в Госдуме не спешат винить во всем руководство семинарии и РПЦ. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по просвещению Яна Лантратова обратила внимание на то, что Владислав Струженков мог находиться в подавленном состоянии из-за тяжелой болезни.
«В обществе растет агрессия, и случившееся как раз является следствием этого. Число таких преступлений будет только увеличиваться. Так как работа с проблемой начинается уже после трагедии, а не до нее. Бьем по хвостам. У мальчика, как выяснилось, был рак – это то, с чем ему никто не помог разобраться. Он был нелюдим, сидел на антидепрессантах, родители несколько раз водили его к психологам. В причинах случившегося еще предстоит разобраться. Надо выяснить реальный уровень проблемы, с которой столкнулся молодой человек, понять, действительно ли он подвергался буллингу», – отметила Лантратова.
Действительно, по данным телеграм-канала Shot, у молодого человека был диагностирован рак, и 3 года назад ему удалили щитовидную железу.
Отметим, что параллельно с правоохранительным органами свою проверку после инцидента в серпуховской семинарии инициировала РПЦ.
«Выражаю искреннее сочувствие всем пострадавшим во время трагического происшествия во Введенском Владычном монастыре в Серпухове. Где бы ни происходили подобные нападения – они вызывают одинаковую скорбь, желание не допустить подобного в будущем. Все обстоятельства произошедшего проверяются, Церковью будет оказана помощь и всестороннее содействие всем пострадавшим. Церковь, в том числе в учебных заведениях, работает и с трудными подростками, у которых исковеркана жизнь. Мы будем и впредь работать со всеми детьми», – написал в своем телеграм-канале Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Фото: РИА Новости / Татьяна Панкратова