Проекты поправок, внесенные Правительством об изменениях в Воздушный кодекс России и Устав железнодорожного транспорта сняли с рассмотрения в Госдуме. Планировалось обсудить этот законопроект 16 декабря, однако, по словам спикера нижней палаты, инициативу решено доработать. О причинах пересмотра законопроекта и будущем нашумевшего документа – в материале «ФедералПресс»
Потери для транспортных компаний
Проект закона о QR-кодах в нынешнем виде не гарантирует отсутствия негативных последствий. Так прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков снятие соответствующего документа с рассмотрения в Госдуме.
Ранее Совет Государственной думы снял с повестки рассмотрение законопроекта о введении QR-кодов на транспорте. Об этом в своем телеграм-канале сообщил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. Законопроектом планировалось регулировать пассажиропоток в России с целью не допустить распространения коронавируса. Инициатива предусматривала, что пассажирам международных и междугородних авиарейсов, поездов дальнего следования требуется предъявлять либо QR-код о прививке, либо медицинский отвод от вакцинации, либо подтверждение перенесенного коронавируса. Несмотря на то, что рассмотрение законопроекта снято с повестки Госдумы, эксперты считают это временной мерой.
Как отметили собеседники «ФедералПресс» в Госдуме, представители транспортной отрасли негативно воспринимали законопроект, так как он грозил им финансовыми потерями. Не исключено, что их реакция также повлияла на судьбу документа.
Депутат Госдумы Михаил Делягин отметил, что компенсация потерь транспортным компаниям из бюджета была бы проблематичной.
«Я не стал бы говорить, что законопроект о QR-кодах на транспорте сняли с повестки. Просто в первую очередь рассматривают основной закон по введению самих QR-кодов. Ну и во-вторых, этот закон связан с оценкой падения пассажиропотока. Те оценки, которые озвучены, они пугающие и требуют дополнительных расходов из федерального бюджета на поддержку хотя бы крупных транспортных компаний. Понятно, что федеральный бюджет эти деньги выдавать не хочет. И здесь имеется некоторое противоречие, которое требует времени для его разрешения», – убежден заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Михаил Делягин.
Задача выполнена?
Глава комитета по здравоохранению Дмитрий Хубезов отмечает, что неоднозначная реакция на законопроект была и в обществе. После консультации с регионами появилось четкое понимание, что он требует дальнейшей проработки отдельных положений, предусматривающих внедрение сертификатов о вакцинации на транспорте.
«Владимир Путин в ходе встречи с членами СПЧ отметил необходимость обойтись без «опрометчивых решений», в этом вопросе и «проработать дополнительно на местах, в регионах». Поэтому 13 декабря на Совете Думы этот законопроект будет перенесен и еще раз детально изучены все его плюсы и минусы. После более глубокой проработки он, возможно, будет рассмотрен повторно», – говорит Хубезов.
О причинах отмены рассмотрения законопроекта высказался и первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по защите конкуренции Игорь Игошин. Депутат считает, что законопроектом о QR-кодах власти пытались мотивировать россиян сделать прививку, что и было сделано, если взглянуть на динамику вакцинации по стране.
«В какой-то степени сама цель мотивировать, убедить делать прививку уже достигнута. Реакция общества по этому вопросу подразумевает диалог. Особенно в той ситуации, когда законопроект уже сыграл серьезную роль в осознании у людей важности вакцинации», – считает Игошин.
Опыт Татарстана
Политолог Алексей Макаркин считает, что отказ от рассмотрения законопроекта связан не столько с вакцинацией, сколько с сопротивлением провластных россиян.
«Самые ортодоксальные сторонники власти прививаются, а провластная периферия подозрительно относится к вакцинации. И есть также не совсем положительный опыт Татарстана, и власти увидели, что люди не совсем адекватно относятся к этому нововведению. Мы можем говорить, что этот опыт также повлиял на принятие решения, но отчасти. В целом считаю, что на принятие законопроекта будет влиять эпидемиологическая обстановка. Власти будут оценивать уровень заболеваемости и смотреть, насколько и в каком виде нужен этот законопроект», – считает Макаркин.
Депутаты Госдумы напоминают, законопроектов о введении QR-кодов было два. Один – из них об электронных документах на транспорте, и второй – о внесении изменений в санитарно-эпидемиологическом благополучии, в части ограничений по нераспространению коронавируса. Второй будет рассмотрен на заседании профильного комитета по безопасности, который ответственен за подготовку к рассмотрению в первом чтении. Он примет решение, выносить его или нет на пленарное заседание.
«Скорее всего, решение будет положительным, и его вынесут на ближайшее заседание на рассмотрение. Суть этого законопроекта, что мы законодательно закрепляем тот порядок, который существует – устанавливать порядок ограничений в своих регионах самостоятельно», – отметил один из собеседников «ФедералПресс» в Госдуме.
В свою очередь, эксперты не исключают, что во второй законопроект не введут норму о QR-кодах в транспорте.
«Победу над QR-кодами на транспорте празднуют так, будто политики в лице ГД разбили бюрократов в лице Правительства под Аустерлицем. Но пить шампанское рано, да и не к чему. Во-первых, второй законопроект (о введении кодов везде, кроме транспорта), никто отменять не собирается. И еще не факт, что положения о транспорте не обнаружатся в нем», – отметил политолог Илья Гращенков.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса