Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

В России начали поиск альтернативы ЕГЭ. Как изменится образование в стране

ЕГЭ
Эксперты рассказали, что ждет Единый Государственный Экзамен

В России с новой силой заговорили о реформировании системы школьного образования и непосредственно ЕГЭ. Обсуждение идет во всех сферах, и в первую очередь в высших эшелонах власти. Предлагаются различные альтернативы экзамену. При этом в следующем году российских детей и педагогов ждут новые образовательные стандарты. В судьбе российского образования разбирался «ФедералПресс»

Альтернатива ЕГЭ

Портфолио не на подиум, а при поступлении в ВУЗ. Возможно, именно такая альтернатива ЕГЭ скоро будет введена в российских школах. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в ведомстве всерьез обсуждают этот вариант.

«Все соревнования, где участвуют младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует. Почему не создать объективную систему учета значимых достижений уже с шестого класса? И сделать это альтернативой ЕГЭ», – отметил Музаев в интервью «Российской газете».

В то же время пока не ясно, откуда конкретно у данной инициативы Рособрнадзора растут ноги. Еще в сентябре глава ведомства заявлял, что отказ от ЕГЭ на повестку дня не выносится.

Как отметил один из собеседников «ФедералПресс» в Госдуме, действительно сейчас в высших эшелонах власти обсуждают идею реформирования системы ЕГЭ и поиска других критериев оценки при поступлении абитуриентов в ВУЗы. Однако,вопрос портфолио, по его словам, пока не выносился на обсуждение в парламенте.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по просвещению Яна Лантратова считает, что наличие хорошего портфолио может давать дополнительный балл при сдаче экзамена, то есть повышать шансы ученика на получение хорошей итоговой оценки. Это уместно в спорных ситуациях, пограничных, когда у учителей есть сомнения, стоит ли немного завысить оценку, чтобы дотянуть до пятерки или четверки. Но и только.

«Даже если речь идет о победах в олимпиадах на знание предметов, то надо тогда, чтобы они были по всем предметам, которые требуются для поступления в нужный ребенку вуз. Делать портфолио альтернативой ЕГЭ в коРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне неправильно», – подчеркнула депутат.

Схожего мнения придерживается и директор Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка, член Общественной палаты Кировской области Валерия Вологжанина. По ее мнению, одним из основных критериев поступления в вуз должен быть уровень академических знаний, который проверяется независимыми экспертами по единым контрольно-измерительным материалам. Это придает объективность оценке уровня знаний абитуриентов.

«Позитивный опыт учета Перечневых олимпиад и проведения дополнительных испытаний уже имеется. Единственное, чего, на наш взгляд, не хватает, это единства в подходе учета дополнительных достижений учащихся. Исключительно по портфолио вопрос поступления в вузы не должен рассматриваться», – резюмирует директор гимназии.

Кто против ЕГЭ?

Отметим, что в прошлом месяце резко против ЕГЭ выступил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, который назвал этот формат экзамена пыткой. Он также призвал возродить советскую школу образования. Несмотря на то, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призывал относиться к этому заявлению как к частному мнению, слова Бастрыкина нашли отклик и в высших эшелонах. Об этом «ФедералПресс» сообщил источник в Госдуме. По его словам, сегодня среди федеральных чиновников существует группа активных противников ЕГЭ, в том числе среди руководства Госдумы. Например, заместитель председателя нижней палаты парламента Петр Толстой. Впрочем, Толстой и сам публично высказывался против современных образовательных стандартов.

«Сегодня битва за образование, а следовательно, за наших детей – это один из главных приоритетов. И отмена ЕГЭ стала бы достойным вкладом в победу в этом нелегком сражении», – писал Толстой в своем телеграм-канале.

Поиск альтернативы ЕГЭ необходим, считает и депутат Лантратова. По ее мнению, сразу ЕГЭ отменить не получится, но его можно попробовать хотя бы начать реформировать.

«В действующем виде я считаю итоговый экзамен несовершенным. Он оценивает не реальные знания и способности учеников, а уровень подготовки к однотипным заданиям. Дети не всегда даже понимают то, о чем пишут, а просто зазубривают формулы и правила», – резюмировала зампред комитета Госдумы по просвещению.

Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук (при РАН), заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Денис Фомин-Нилов отмечает, что изначально ЕГЭ преподносился в качестве основного инструмента по борьбе с коррупцией при приеме в высшие учебные заведения на бюджетные места. По его мнению, еще на старте проекта был допущен ряд стратегических ошибок.

«В частности, у нас фактические атомизируется и разваливается общее образование, так как дети выбирают 3–4 предмета и учатся только этим знаниям. При этом более 10 предметов остаются практически без внимания. В итоге у молодых людей нет широты кругозора и целостной картины мира, что крайне негативно отражается на их конкурентоспособности при дальнейшем обучении, карьере и просто жизни в обществе», – отмечает ректор.

Денис Фомин-Нилов не поддерживает радикальных мер полной отмены ЕГЭ. Он считает, что экзамен должен быть подвергнут глубокой доработке и стать единственным, состоящим из вопросов по всем школьным предметам и позволяющим оценить общий уровень знаний и культуры, сформированным у детей в течение 11 лет школьного образования.

Напомним, что с 1 сентября школьники придут в классы за знаниями, которые получать будут по новым ФГОСам – федеральным образовательным стандартам для начальной и основной школы.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.