В нижнюю палату внесен законопроект, расширяющий понятие пыток и ужесточающий наказание за их применение. Максимальный срок для представителей власти, осуществляющих подобные деяния, увеличится. Также в статье появится подробное определение слова «пытки», а сам состав преступления перейдет в разряд особо тяжких. «ФедералПресс» обсудил инициативу с экспертами и выяснил, как изменится работа системы ФСИН после ее принятия.
Что изменит законопроект
Авторами законопроекта об ужесточении наказаний за применение пыток стали сенаторы Владимир Полетаев, Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Парламентарии внесли изменение в статью 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий с применением пытки». Также появилось определение понятия пытки и увеличился срок наказания до 12 лет. Обвинение по 4-й части повлечет за собой заключение под стражу и реальное лишение свободы. Увеличится и срок давности преступления – с 10 до 15 лет. Законопроект также подкорректирует статью 302 – «Принуждение к даче показаний», поскольку внесет в нее отягчающее основание «с применением пытки», срок наказания будет от 4 до 12 лет лишения свободы.
«Надежды на то, что сейчас пойдут «крутые» приговоры, мало. Не думаю, что внесение законопроекта существенно повлияет на сложившуюся ситуацию, но правоохранителям лишний раз напомнят, что так поступать с людьми нельзя. Молодые сотрудники считают, будто власть сверху хочет, чтобы такие меры применяли, якобы это в интересах порядка, но у них искаженное правосознание», – считает депутат Госдумы Юрий Синельщиков.
Как пишет в своем телеграм-канале глава правозащитной организации «Агора»* (внесена в реестр иноагентов) Павел Чиков, дела по новой статье законопроекта будут редкими. По информации правозащитника, в России в год за насилие осуждается около 500 сотрудников правоохранительных органов.
«Десять лет назад таких было больше тысячи, сохраняется многолетний тренд на снижение числа дел о пытках. Появление нового состава преступления этот вектор не изменит. Доказывать превышение должностных полномочий с насилием сложно, поскольку система в каждом деле включает огромное противодействие. Специальную цель избиения можно будет доказать при наличии видео- или хотя бы аудиозаписи», – пишет Чиков.
В Комитете против пыток* (внесен в реестр иноагентов) считают, что упомянутая статья 302 УК РФ никогда не была рабочей, и если она и будет расширена, то не принесет значительных изменений в ситуацию с пытками во ФСИН.
«Пока сложно прогнозировать, будет этот законопроект рабочим или это просто пример того, как нужно быстро среагировать на возмущение общественности. Если говорить о санкциях за пытки, то с одной стороны это неплохо, потому что по 286 статье УК РФ – санкции применяются до 10 лет. Это категория тяжких преступлений, там срок давности 10 лет. Если будет срок за пытки 12 лет, то увеличится и срок давности до 15 лет. У следователя будет в запасе 15 лет, чтобы эффективно расследовать данные преступления. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что даже такого количества времени следователям не хватает», – рассуждает юрист Комитета против пыток* (внесен в реестр иноагентов) Сергей Бабинец.
Власти не хотят большой огласки пыток в России
Юристы и правозащитники сходятся во мнении, что против пыток в России следует написать отдельный законопроект, который бы включал в себя все необходимые понятия, однако власти не согласны с подобным утверждением. Депутат Госдумы Юрий Синельщиков объясняет это тем, что в российском уголовном кодексе уже есть необходимые понятия для наказания за применение пыток.
«Отдельный законопроект по пыткам не нужен. Депутаты все прописали, часть в законопроекте самостоятельная, фабула самостоятельная. Это деяние уже охвачено существующими нормами, просто усиливается ответственность. Отмечу, что вряд ли по этому законопроекту будут общественные слушания, на сегодня правящая партия не желает, чтобы это сильно оглашалось, чтобы об этом кричали, поэтому вряд ли они пойдут на такие вещи. Примут и все», – говорит Синельщиков.
Правозащитник Александр Брод в свою очередь считает необходимым привлечь общественников, представителей НКО и юристов к обсуждению данного законопроекта.
«Он не должен быть кулуарным. Работа над текстом законопроекта должна быть продолжена. Законодатели планируют принять его весной, поэтому время для обсуждения еще есть. Но самое главное, я как правозащитник обращаю внимание на то, что этот законопроект всколыхнул силовые структуры и экспертов», – отмечает Брод.
Он напоминает, что об изменениях в законодательстве правозащитники высказывались много лет подряд, свои рекомендации неоднократно высказывал Комитет против пыток* (внесен в реестр иностранных агентов). Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, основываясь на мнениях правозащитников, и инициировала внесение этого законопроекта.
«Хотелось бы понять, как будет дальше меняться система ФСИН. Это мы должны услышать от нового руководителя ведомства. Я считаю, что сейчас главе УФСИН необходимо встретиться с правозащитниками, теми, кто работает с осужденными, он должен послушать мнение этого сообщества», – уверен Брод.
Как ранее сообщал «ФедералПресс», в октябре 2021 года проект «Gulagu.net»* (внесен в реестр иноагентов), распространил более 100 гигабайт видео с пытками в Саратовской колонии. В результате скандала президент России отстранил от должности главу ФСИН Александра Калашникова, а на его место назначили Аркадия Гостева, который ранее занимал пост заместителя МВД России.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева