К зиме 2021 года в большинстве регионов России стоимость топлива марки АИ-95 перешагнула психологическую отметку в 50 рублей за литр и не собирается останавливаться. «ФедералПресс» попытался узнать у экспертов, почему вообще растут цены на бензин в России и когда это прекратится?
Что произошло с ценами?
В декабре 2020 года 95-й, по данным портала autotraveler.ru, стоил в среднем 47 с половиной рублей, в декабре 2021-го – 51 рубль 16 копеек. Таким образом, рост в абсолютных величинах составил почти 4 рубля за 12 месяцев, или почти 9 %.
Более того, еще три года назад популярный 95-й бензин стоил 45,5 рубля. Таким образом, за период с конца 2018-го по конец 2020 года рост составил 2 рубля против 4 рублей за 2021. За десять же лет бензин указанной марки подорожал на 22 рубля, что заставляет водителей со стажем буквально прослезиться.
Рост, если сравнивать многолетние показатели, прорывной. А прохождение психологического порога в 50 рублей за литр заставляет водителей задавать вопросы. Но кому их задавать?
Почему они так растут?
Экономист и заместитель директора института «Центр Развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов отмечает, что цены на бензин в 2021 году растут на уровне выше инфляции потребительских цен в целом, хотя в течение года Минэнерго пообещало не допустить опережения, но оно случилось только что – под самый конец года.
«В условиях пандемии люди больше стремятся к автономизации передвижения и путешествовать внутри страны, что дополнительно к фактору роста цен на нефть стимулировало спрос и цены на бензин»,– рассказывает эксперт.
Миронов при этом напоминает, что в нашей стране налоги и топливные акцизы составляют 70% стоимости бензина и менее 10% цены зависят напрямую от роста мировых нефтяных цен.
«Тем не менее на фоне всеобщего удорожания, в том числе роста номинальных зарплат, цены на бензин ощутимо растут, и на фоне громадной территории страны это чувствительно для подавляющей массы населения, что может спровоцировать «бензиновое недовольство»,– добавляет экономист.
Кто в ответе за всё это?
Юрист и глава общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин говорит о том, что в условиях рыночной экономики, принятой в России, цены на топливо не могут или, по крайней мере, не должны регулироваться государством.
«Законодательно ничего подобного нет и быть не должно. На практике в этой сфере административно-командная экономика. Поэтому президент может распорядиться не повышать, но на заправки он не заезжает и цен на топливо не видит. Как говорится, кот из дома – мыши в пляс. Если СМИ активно не пишут о повышениях цен, то информация до Владимира Владимировича не доходит, и цены в свободном порядке увеличиваются», – объясняет Кузин.
По мнению юриста, конкуренции на этом рынке нет. Он отмечает, что в России на розничную продажу топлива работают порядка 11–12 игроков, которые прекрасно знают телефоны друг друга и могут вступать в картельные сговоры. ФАС же на столь крупные компании не имеет воздействия.
«Цены у нас растут всегда. Вне зависимости от цен на нефть и всех прочих обстоятельств. Кроме того, в цене бензина очень большую часть составляют исключительно акцизы и пошлины. Государственная политика как таковая здесь отсутствует в принципе, так что все это относится к внутриведомственным вопросам Администрации президента», – рассуждает юрист.
Когда ждать снижения или стабилизации?
Кузин уверяет, что в России цены на бензин не будут снижаться никогда. По его мнению, это может быть разовая акция, приуроченная к выборам, а поскольку в 2022 и 2023 годах крупных избирательных кампаний не ожидается, то и снижения ждать не стоит.
Не ждет снижения цен и экономист Валерий Миронов, но приводит в своем прогнозе и позитивные моменты.
«Плохой момент состоит в том, что если политика властей на этом рынке будет прежней, то рост цен на бензин на уровне или чуть ниже инфляции в целом продолжится. Хороший момент в том, что резких скачков здесь ждать не стоит, так как цены на бензин не столь сильно зависят от внешних котировок,как в других странах. В России стоимость бензина искусственно контролируется государством, что защищает внутренние цены от резких скачков, в отличие от США, где цены привязаны к внешним котировкам. Цена на бензин в США в среднем сейчас составляет около 63 рублей за литр, в России в среднем 50–52 рубля, но разрыв в доходах, конечно, выше», – отмечает специалист.
В целом же Миронов полагает, что в 2022 году цены могут вырасти на уровне чуть выше общей инфляции, которая вряд ли уложится в прогноз на уровне 4%, а будет скорее на уровне 6%. Тогда цены на бензин вырастут в среднем на 7%.
Фото: Федерал Пресс / Егор Герасимов, инфографика: Федерал Пресс / Елена Майорова