События в Казахстане приняли статус международных, считают эксперты, так как в конфликте оказались замешаны граждане других государств. Социальные сети пестрят фотографиями пострадавших трудовых мигрантов из Киргизии, подвергшихся избиениям. Есть информация и о погибших. Между тем президент страны Садыр Жапаров взял краткосрочный трудовой отпуск с 10 января. Чем обусловлено решение вдруг уйти на отдых, сколько он продлится и где его будет проводить президент, пресс-служба не объяснила. О том, кто мог втянуть киргизов в казахстанские протесты и могли ли стоять за ними элитные группировки страны, в интервью «ФедералПресс» рассказал экс-премьер министр Киргизии Феликс Кулов.
Феликс Шаршенбаевич! Как вы прокомментируете ситуацию с обвинением Киргизии в том, что граждане страны приняли участие в госперевороте в Казахстане?
— Трудовые мигранты из Кыргызстана в первую очередь едут в Россию. А вот на втором месте стоит как раз Казахстан. Как правило, это те, кто торгуют на рынках страны. Ни для кого не секрет, что племянник Назарбаева Самат Абиш вместе с другим племянником Кайратом Сатыбалдиевым контролируют многие рынки и, в частности, тот, который находится при выезде из Алматы в сторону Бишкека. Контролировали они рынки через криминальные структуры. В частности, на этом рынке работает немалое число наших соотечественников, и, судя по некоторым данным, эти криминальные авторитеты силой и угрозами заставили приезжих гастарбайтеров из числа узбеков, таджиков и кыргызов участвовать в протестных акциях. Что, в общем-то, вполне объяснимо, так как совершенно далекие от политики люди не могли в полной мере осознавать политических последствий своих действий. Под угрозой потери работы как минимум их могли заставить выйти «просто постоять», как массовку. А дальше уже все вышло из под контроля. Взволнованная, а тем более агрессивная толпа не имеет национальностей.
Нашим МИДу и МВД надо потребовать, чтобы граждане Кыргызстана, силой втянутые в протестные акции, были немедленно освобождены. И необходимо дать правдивую, а не искаженную информацию по чьей вине, в результате чьих угроз они были направлены на эти митинги.
Говоря об искаженной информации, вы имеете в виду странную ситуацию с руководителем джазового оркестра?
— В том числе. Предстоит еще разобраться кто и какое оказал давление на Викрама Рузахунова, нашего соотечественника. Согласитесь: странно, мягко говоря, что руководитель музыкального коллектива на камеру признается, что является безработным и участвовал в беспорядках сознательно и за деньги. И недопустимо, чтобы в результате искаженной информации от политически недалеких писарей из пресс-службы какого-нибудь «полицейского участка» был нанесен ущерб братским народам. В настоящий момент десятки кыргызстанцев все еще остаются под арестом.
СМИ и официальные источники озвучивают цифру «20 тысяч боевиков». Из кого состоит такая впечатляющая армия бандитов?
— Эту цифру надо сразу поделить на 10. У страха глаза велики. Токаеву на стол легла эта цифра – он ее озвучил. Безусловно, к этому присоединились люди, которые хотели использовать информацию в своих целях. Но главное в следующем: комитет национальной безопасности Казахстана держал наготове боевые отряды. Здесь можно провести аналогию с Киргизией.
Вы имеете в виду Тюльпановую революцию 2005 года?
— Не только. Это и межэтнические столкновения 2010 года. В 2005 году в Кыргыстане против мирной демонстрации власть использовала около 150 молодых ребят в белых кепках, которые якобы представляли «прогрессивную» часть общества. Они должны были закидать камнями демонстрантов и разогнать их без вмешательства милиции. Почему не стали привлекать силовиков? Очень просто: ранее в Аксыйском районе, против мирной демонстрации милиция незаконно применила оружие, и было убито 8 человек. После этого власть решила, что будет лучше использовать «белокепочников». В апреле 2010 года попытка запугать и прекратить мирные акции закончилась у нас расстрелом демонстрантов.
Так что история повторяется по спирали. КНБ Казахстана поставила эту специальную систему силового противодействия для решения своих различных политических и иных задач на «научную» основу. Но все пошло не по плану. Джинн, выпущенный из бутылки, вышел из-под контроля. Этому вольно или невольно способствовало освобождение от должности председателя КНБ Карима Масимова и его зама Самара Абиша, племянника Назарбаева. Только им лично подчинялись все эти «секретные боевые подразделения». После резкого смещения двух этих руководителей остановить «международных террористов» уже было некому. К тому же, по ходу к ним присоединились криминальные элементы и прочие отморозки. Токаеву в тот момент силовики не подчинялись, они подчинялись председателю Совета безопасности Назарбаеву. Поэтому Токаев, не рассчитывая на руководителей силовых структур, которые на всех уровнях были назначенцами Назарбаева, решил сразу же обратиться к главам государств, входящих в ОДКБ. Уверен на 1000 процентов, что им была предоставлена угрожающая и убедительная картина бесконтрольного развития событий, могущая перекинуться на все соседние страны.
Многие политологи предположили, что за событиями стоит борьба назарбаевского клана с президентом Токаевым...
— Безусловно, борьба между ними имела место. Власть с президентской формой правления априори не допускает двуумвирата. Поэтому борьба за «перетягивание каната», конечно, была. Но она была подковерная, завязанная на интригах, перебежчиках из одного лагеря в другой, подставах и прочих «сравнительно честных» приемах. Но чтобы без видимых внешних причин начать бессмысленную бойню, рассчитывая таким путем убрать Токаева, и дать придти на его место ставленнику Назарбаева – это даже не знаю, из какой области психиатрии. Токаев изначально был согласен играть по заданным правилам игры, согласуя свои решения с Елбасы (Нурсултаном Назарбаевым – примечание ред.). Уверен, если бы понадобилось устранить Токаева – ему можно было бы лекарств подмешать. И он бы тихо почил, без всяких революций. И еще. Скидывание с постаментов памятников Назарбаеву. Этот пример показал всем, какова его реальная популярность в народе. Не знать этого даже самые глупые сотрудники «конторы» не могли. Токаев проявил государственный подход, он ставит условие Назарбаеву, говоря: «Сносят памятники, твои ребята подвели, перестарались со своими силовыми подходами, потому я буду поступать так». Назарбаев объявляет – нужно объединяться вокруг Токаева. Просит только не трогать Абиша, племянника. Масимова арестовали, Абиша не тронули. Но я гарантирую, что Абиша по его «добровольному согласию» снимут с должности, как только все устаканится.
Каков будет финал? Силами ОДКБ сейчас все стихнет, успокоится и забудется?
— Сомневаюсь. Оставлять без внимания такой скандал никто не будет. Чтобы навести окончательный порядок, придется применять очень жесткие меры. Необходимо выявить всех, кто был причастен. Нужно будет укреплять границы государства. Будет много превентивных мер, чтобы этот тлеющий очаг дальше не распространился. Да, у нас тоже был нарыв. Мы этот нарыв убирали постепенно. В 2005, в 2010, в 2020 годах. А в Казахстане сейчас этот нарыв будут убирать одним хирургическим движением скальпеля. Это уже вызвало кровотечение. Да и заживать будет долго.
Фото: x99 / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com