Примерно на 9 млн тонн угля больше будет возить РЖД на Дальний Восток ежегодно. Решение увеличить квоты вывоза для Хакасии и Бурятии принял Владимир Путин. Как возить уголь по устаревшему БАМу и Транссибу – в материале «ФедералПресс».
Возить будут больше, а грузы станут приоритетными
В 2022 году Хакасии и Бурятии дали гарантию на вывоз 18 млн тонн угля. Эта цифра – обычные среднегодовые показатели экспорта с 2018 до 2020 года. Именно такие данные предоставил президенту первый вице-премьер Андрей Белоусов.
На протяжении последних лет в сторону портов Дальнего Востока из Хакасии и Бурятии ехало больше 21 млн тонн угля. В 2021 году поток резко сократился: увезли почти 11 млн тонн: 5,9 млн тонн Бурятия и 5 млн тонн – Хакасия.
Падение экспорта напрямую связано с резким ростом вывоза угля из Якутии. В первую очередь в прошлом году рекорды ставило Эльгинское месторождение Альберта Авдоляна. Добыча угля там выросла на 300 %. Если в 2018-2020 годах в год из Якутии везли 8,9 млн тонн угля, то в 2021 году вывезли уже 21,2 млн тонн.
К таким объемам из Якутии в 2022 году присоединится отмеченный президентом обязательный объем в 18 млн тонн из Хакасии и Бурятии, пишет РБК. Это значит, что РЖД придется снова изыскивать возможности: ни БАМ, ни Транссиб так и не расширили при ежегодном увеличении поставок и экспорта.
Чтобы гарантировать вывоз необходимого количества угля из Хакасии и Бурятии, РЖД поменяет приоритетность грузов. Эти грузы из этих регионов станут приоритетными в сравнении с другими из Сибири и Дальнего Востока. Приоритет этого угля будет выше, чем у Якутского.
Бизнес сам решает свои проблемы
Добывать, чтобы не иметь возможности вывозить – бессмысленно. Все крупные игроки на Дальнем Востоке, и «Коулстар», и Авдолян, готовы самостоятельно решать вопросы и брать на себя часть государственных забот.
После того, как РЖД фактически провалило расширение БАМа и Транссиба, Авдолян предложил построить частную железную дорогу (за свои же деньги) от месторождения до порта в Охотском море. На время строительства, которое оценили в пять лет, бизнесмен попросил РЖД о договоре на вывоз 30 млн тонн сырья. РЖД и правительство пока не дали ответа.
Другую необходимую инфраструктуру для экспорта будет строить на Дальнем Востоке «Коулстар». Уже известно, что компания будет строить сразу два объекта в ДФО: порт в «Аврора» в районе поселка Дунай в Приморье и морской терминал в Находке. Планируемая загрузка – 25 млн тонн угля в год.
Такие дополнительные мощности, само собой, отразятся и на пропускной способности РЖД. В правительстве Приморского края сообщили, что вместе со строительством порта «Коустаром» РЖД будет заниматься реконструкцией путей.
«ОАО «РЖД» уже выданы технические условия на проектирование примыкания железнодорожного пути порта к участку Смоляниново–Дунай Дальневосточной железной дороги», – прокомментировали в правительстве.
Вопрос угольной пыли больной для дальневосточников
Новости о том, что на Дальнем Востоке прибавится угля на экспорт, может не порадовать местных жителей. Как и то, что мест для перевалки этого угля станет больше.
В министерстве природных ресурсов Приморья рассказали, как работают со стивидорами в регионе в последние несколько лет.
«За четыре года компании приобрели и установили 84 системы пылеподавления и 35 единиц спецтехники различной модификации – пушки, снегогенераторы, гибридные системы. Устанавливались и модернизировались пылеветрозащитные экраны по периметру терминалов, где ведется перевалка угля. Всего на экологическое оснащение производств стивидоры направили почти 6 миллиардов рублей», – уточнили в ведомстве.
Отдельный вопрос – защита морской акватории. Для этих целей стивидоры обязаны устанавливать специальное оборудование – водоотбойный брус на причалах и очистные сооружения.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева