Роль и значение социальных сетей в жизни российского общества серьезно выросли. Они стали не просто местом для общения, а настоящим информационным каналом, позволяющим узнавать последние новости и оперативно получать помощь. Пользователи могут взаимодействовать с органами власти, решать любые вопросы: от коммуникаций до обучения, получения электронных услуг и организации собственного бизнеса. Как соцсети помогают налаживать контакт между государством и человеком, читайте в материале «ФедералПресс».
В настоящее время соцсети являются источником социально значимой, полезной и востребованной информации, по сути «входным окном» для получения электронных услуг. По подсчетам «ВКонтакте», месячная аудитория соцсети составляет более 70 млн пользователей Рунета. На этой платформе пользователи создают публичные посты намного активнее и чаще, чем в других соцсетях.
Открытый диалог
Немаловажную роль в выстраивании эффективного процесса взаимодействия пользователей и власти сыграли госорганы, которые успешно интегрировались в соцсети. У государственных организаций, законодателей и общественных деятелей, губернаторов, мэров и чиновников есть свои страницы в социальных сетях, куда каждый может обратиться с вопросом или просьбой, узнать о результатах деятельности и планах того или иного ведомства.
Таким образом в рамках концепции «электронного правительства» при помощи диалога и в удобном формате власти слышат мнение населения и понимают, какие проблемы и задачи сейчас в приоритете.
Согласно данным всероссийского центра компетенций в области общественных связей и интернет-коммуникаций «Диалог», наибольшее число госорганов и госорганизаций представлено во «ВКонтакте» – 40 тысяч пабликов. Далее следуют «Одноклассники» с 14 тысячами пабликов. А всего у пабликов органов власти и бюджетных учреждений совокупно 55 миллионов подписчиков.
«Если 10 лет назад лицом органов власти в интернете были сайты, то теперь это госпаблики – их страницы в соцсетях. Речь идет о страницах администраций (правительства региона, мэрии города, районной администрации), больниц, поликлиник, школ, детских садов, вузов, домов культуры, музеев, детских секций и так далее. В первую очередь это канал получения социально важной информации, которая напрямую касается граждан – расписание приема в поликлинике, карта ремонта дорог в муниципальном районе, новости о городских культурных событиях и так далее. Что важно – это возможность следить за полезной информацией на тех площадках, где человеку привычно: в популярных соцсетях и в мессенджерах», – рассказал «ФедералПресс» заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев.
По словам эксперта, пользуется популярностью и онлайн-приемная, где можно задать вопрос и получить ответ – «и не за 30 дней по федеральному закону, а в течение суток».
Благодаря развитию госпабликов люди получают информацию по интересующим их вопросам. Например, из-за распространения нового омикрон-штамма пользователи не выходя из дома могут узнавать актуальные сводки о COVID-19 от Минздрава. Кроме того, главы регионов регулярно отчитываются в соцсетях о благоустройстве и работе социальных учреждений. Подход единого окна мотивирует госорганы на всех уровнях быть более открытыми.
Страницам госорганов и чиновников в соцсетях присваивается специальная метка, подтверждающая, что это действительно официальный аккаунт. Тем самым пользователи смогут избежать фейков и уберечься от мошенников.
Успехи цифровизации
Грамотное взаимодействие органов власти с жителями позволяет России занимать высокие позиции по уровню цифровизации. В прошлом году страна попала в первую десятку НКР, оценивающего качество и доступность интернета. Причиной стал высокий индекс развития электронного правительства (EGDI) ООН.
Благодаря успехам в выстраивании коммуникации госвласти и россиянами был реализован проект по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым ресурсам. Президент Владимир Путин подписал закон, по которому интернет-ресурсы, включенные в перечень отечественных социально значимых сайтов, теперь предоставляются абоненту бесплатно.
В соответствии с установленными Минцифры критериями, для попадания в перечень сайт должен иметь посещаемость более 5 млн человек в сутки, иметь не менее 5 тысяч страниц органов власти, а также страниц государственных СМИ и обязательных общедоступных телеканалов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин