Аудитория онлайн-кинотеатров в России оценивается в 70 млн человек, а число подписчиков – в 40 млн. За 2021 год число платных подписок, по данным компании GfK, выросло почти на 65 % – с 17 % до 28 % населения российских городов. «ФедералПресс» разбирается в плюсах и минусах самых популярных сервисов.
Работающие в России онлайн-кинотеатры делятся на два типа, рассказал «ФедералПресс» генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Первый – это универсальные сервисы, которые ориентированы в первую очередь на агрегацию контента, лицензионные права на который приобретаются у производителей.
«Их миссия – предоставить максимально широкий ассортимент массовому потребителю. К таким сервисам можно отнести ivi, Okko. Wink, «Кинопоиск» и MEGOGO, в каталоге которых вы можете увидеть огромное количеств российских и зарубежных фильмов и сериалов», – говорит эксперт.
Другая группа, к которой относятся KION, more.tv, START, Netflix и другие, в первую очередь ориентируются не на широту ассортимента, а на оригинальный контент. Немного особняком стоит «Амедиатека», которая лицензирует уникальный контент и представляет продукты крупных американских компаний на условиях эксклюзивности.
Поскольку сравнивать сервисы, предоставляющие уникальные услуги, некорректно, мы решили ограничить выборку первым типом онлайн-кинотеатров. Для сравнения использовались данные с сайтов компаний и отзывы пользователей с сайта otzovik.com. Мы также обратились с запросами на комментарии в пресс-службы кинотеатров, из которых прислали ответы только Wink (входит в структуру «Ростелекома») и MEGOGO.
О качестве услуг того или иного сервиса можно судить лишь косвенно. Для этого мы воспользовались данными о доле рынка – понятно, что чем больше потребители готовы платить, тем более привлекательными для них кажутся условия подписки и репертуар онлайн-кинотеатра. По этому показателю безоговорочным лидером в 2021 году стал сервис ivi (24 %). Далее следуют «Кинопоиск» с 14,1 %, Okko (12,4 %), Wink (6,3 %) и MEGOGO (5 %).
IVI
По заявлению сервиса, подписка на него дает доступ к более чем 100 тыс. фильмов и сериалов, список которых ежедневно пополняется. Стоимость подписки на ivi зависит от того, на какой срок она приобретается. Если пользователь предпочитает платить каждый месяц, стоимость составит 399 рублей. При ежеквартальной оплате цена составляет уже 333 рубля в месяц. Приобретая подписку на полгода, вы заплатите уже 299 рублей за каждый месяц просмотра. Если же решите заплатить за год вперед, месяц обойдется в 249 рублей. Также есть опция пробного периода – за 1 рубль можно пользоваться услугами онлайн-кинотеатра 14 дней.
При этом пользователи жалуются, что даже при наличии платной подписки за некоторые фильмы, особенно новинки, приходится платить дополнительно. «За Гарри Поттера при подключенной платной подписке мне предложили заплатить несколько сотен. За фильм дюна около двух сот», – сетуетпользователь с ником AlisaWerner (орфография и пунктуация оригинала).
Среди достоинств сервиса чаще всего отмечаются удобный интерфейс, широкий ассортимент и высокое качество видеоконтента, хорошая служба поддержки и возможность использовать один аккаунт на разных устройствах.
Отметим, что раньше у подписчиков ivi была возможность оплачивать услуги онлайн-кинотеатра баллами «СберСпасибо». После того как банк обзавелся собственным кинотеатром Okko, он сохранил эту опцию только для пользователей своего сервиса, отключив ее для всех остальных.
Рейтинг ivi на otzovik.com – 2,3 балла, при этом 42 % пользователей положительно ответили на вопрос, рекомендовали бы они его своим друзьям и знакомым.
«Кинопоиск»
Раньше «Кинопоиск» был своего рода кино-Википедией – независимым свободно редактируемым ресурсом о кино, где пользователи могли делиться своими впечатлениями о фильмах и сериалах. Медиасоставляющая до сих пор присутствует, однако ограничивается новостями и рецензиями собственного производства. Сейчас сервис входит в структуру «Яндекса».
Базовая стоимость подписки составляет 199 рублей в месяц, при этом пробный период (один месяц) обойдется в 99 рублей. Для тех, кто готов подписаться сразу на год, сервис обещает значительные скидки. Так, самый дешевый пакет «Подписка Плюс» на полгода обойдется в 890 рублей (149 рублей в месяц). Та же подписка сроком на 12 месяцев стоит 1690 рублей (141 рубль в месяц).
Самая часто встречающаяся претензия к работе «Кинопоиска» та же, что и в случае с ivi, – необходимость покупки некоторых фильмов даже при наличии платной подписки.
«Все, что вы получаете по подписке, можно пересмотреть за месяц. Да, хорошо, когда в любой момент можно включить «Друзей» или «Теорию большого взрыва» для легкого фона. Но иногда хочется посмотреть что-то новое. А с этим в подписке большая напряженка. Да даже более-менее хорошие старые фильмы почти все за дополнительную плату», – делится впечатлениями пользователь MHOops.
Впрочем, далеко не для всех этот момент является принципиальным. «В принципе, этот сервис работает стабильно. Подсказки работают как надо, разобраться с функционалом не сложно. В Кинопоиске, конечно же, не представлена полная коллекция лучших фильмов мира, но, в принципе, это нормальный вариант с достаточной фильмотекой», – пишетalexsp2007 из Барнаула.
Интересной «фишкой», которая могла бы добавить привлекательности «Кинопоиску», была запущенная в 2019 году услуга «Актер в кадре» – технология распознавания лиц, которая подсказывает, что за актер сейчас в кадре. Однако довести ее до ума до сих пор не удается – услуга по-прежнему действует только для ограниченного набора фильмов.
Рейтинг «Кинопоиска» на otzovik.com – 2,5 балла, рекомендовать его готовы 25 %.
Okko
Этот видеосервис предоставляет широкий выбор вариантов подписки с различным набором услуг. Самый дешевый – «Сберпрайм» (кинотеатр входит в группу Сбербанка). За 199 рублей в месяц предлагаются доступ к видеотеке, спортивный канал и скидки на ряд сервисов экосистемы Сбера. Самый дорогой вариант – «Премиум+Спорт» – обещает за 999 рублей в месяц «все подписки кино и спорт в одной с доступом к прямым трансляциям». Промежуточные варианты – подписка «Оптимум» за 399 рублей и «Премиум» за 799 рублей в месяц.
Для сомневающихся предлагается промопериод – 30 дней за 1 рубль. Дополнительным бонусом для владельцев карт Сбербанка может послужить возможность оплаты подписки бонусами СберСпасибо.
Среди минусов сервиса снова лидирует недоступность части контента по подписке. Также упоминается недостаточный репертуар.
«Кинотеатром этим честно пыталась воспользоваться несколько раз. Сначала искала в фильмотеке сериал «Маньячелло» – его. Потом еще пару кинолент пыталась запрашивать, результат оказался тот же самый. В итоге никаких фильмов так и не посмотрела, так как из новинок там нет ничего, лишь только фильмы, которые давным-давно в Сети. Как, например, «Круэлла», я ее давно уже посмотрела совершенно бесплатно, а в «Окко» за просмотр еще и 250 рублей требуют», – пишетууу333666. Также она жалуется на невозможность удаления аккаунта.
С ней не согласен пользователь с ником Dastin. «Удобный и понятный интерфейс, большая подборка фильмов, разнообразие различных пакетов», – перечисляетон достоинства сервиса. «Недостатки – не увидел», – добавляет Dastin.
Посетители otzovik.ru дают Okko 1,7 балла, рекомендовать его готовы 12 %.
Wink
Как рассказал «ФедералПресс» директор «Ростелеком» по развитию сервиса Антон Володькин, Wink в настоящее время входит в топ-3 российских онлайн-кинотеатров по количеству платных подписчиков. Их число в компании не раскрывают. По итогам декабря 2021 года контент Wink смотрели на более чем 10 млн устройств.
«Самая популярная подписка в настоящее время – «Трансформер». Это уникальный для рынка тариф-конструктор, который пользователь может настроить под свои интересы. Подписчик сам выбирает, какие именно пакеты каналов и фильмов/сериалов смотреть, чтобы не платить за лишнее. Всего в подписке представлено 300 ТВ-каналов и 50 000 фильмов и сериалов. Стоимость 399 рублей в месяц. Минимальный набор услуг – подписка Wink, включает 125 ТВ-каналов и 25 000 фильмов и сериалов. ТВ-каналы входят во все наши подписки – это одна из отличительных особенностей видеосервиса Wink, учитывающая современный тренд – смещение телесмотрения в онлайн-среду», – говорит Володькин.
Именно объединение преимуществ IPTV и онлайн-кинотеатра он называет основным конкурентным преимуществом сервиса.
«Это позволяет клиенту пользоваться одним сервисом для удовлетворения разного типа потребностей. Из-за этого у нас очень высокий процент семейной аудитории. Другим преимуществом является наша стратегия контентного агрегатора: в Wink представлены контентные библиотеки других популярных онлайн-кинотеатров, а подписки можно собрать в одну и купить «оптом» с хорошей выгодой», – отмечает топ-менеджер.
Пользователи говорят как о достоинствах, так и о недостатках сервиса.
«Хорошее качество изображения, возможность одновременно смотреть на шести устройствах, функция управления просмотром (рекламу долой), возможность аренды оборудования», – перечисляетNikolayArkad (Тюмень).
При этом «приемлемая цена только в пакете, то есть интернет+ТВ. Если интернет от другого провайдера – цена вырастает почти вдвое», отмечает он. Также среди минусов он упоминает невозможность наполнения пакетов нужными каналами и дорогой платный контент («Древний фильм 230 р.!»)
Рейтинг Wink на «Отзовике» 1,8 балла при 16 % готовых рекомендовать сервис.
MEGOGO
Число подписчиков сервиса составляет 1,3 млн человек, рассказал «ФедералПресс» генеральный директор MEGOGO Россия Виктор Чеканов. По его словам, оптимальной для клиентов в компании считают подписку «Максимальная». Ее можно подключить за 1 рубль на 14 дней, далее цена составит 397 рублей в месяц. За эти деньги пользователь получает 290 российских и зарубежных телеканалов, 17 000 фильмов, мультфильмов и сериалов, 39 000 аудиокниг. Одна подписка действует для пяти устройств. Для современных Smart TV телевизоров также доступны разделы с 3D и 4K видеоконтентом.
Самый дорогой вариант можно взять на пробу на 7 дней за тот же рубль, после чего платить 597 рублей ежемесячно. От «Максимального» подписка «Премиальная» отличается доступом к сериальным каналам семейства Amedia, сервису ViP и ряду музыкальных каналов.
«Наше конкурентное преимущество в том, что мы давно уже не просто онлайн-кинотеатр, а медиасервис с крутым набором развлечений, в числе которых интерактивное ТВ нового поколения и эксклюзивные спортивные трансляции от игр NBA до киберспорта. Мировые киноновинки от ведущих голливудских студий открываются на MEGOGO одновременно со всем миром. Мы предлагаем новый и удобный формат онлайн-вещания телеканалов, доступных по единой подписке на телевизорах Smart TV, компьютерах, планшетных ПК, смартфонах, игровых консолях и других платформах. Дополнительный бонус для наших зрителей – это караоке и даже игры. Ну и конечно, мы ежегодно выпускаем собственный сериальный и киноконтент», – говорит Чеканов.
Плюсы MEGOGO отмечаетпользователь под ником Angi777 (Киев): «Все фильмы, сериалы, мультфильмы, любые каналы идут в отличном качестве! Подключились очень быстро – 10 минут и готово!»Увы, и здесь упоминается традиционная проблема: «Какая бы ни была у нас самая крутая подписка, но все новые фильмы – платно. Этого я не ожидала( Расстроилась».
«Есть бесплатные каналы, разные виды подписок, фильмов действительно много. Недостатки: премьеры смотреть нельзя, то, что есть в свободном доступе, тут нужно покупать, дорогая подписка, неудобный интерфейс, неудобный плеер», – пишетKosmonaut Misha из Пскова.
Посетители сайта otzovik.com поставили сервису 2,6 балла, 23 % заявили о своей готовности рекомендовать его другим.
Оптом дешевле
Полученная картина кажется противоречивой. С одной стороны, аудитория онлайн-кинотеатров растет, с другой – значительная часть пользователей заявляет о своем недовольстве качеством их услуг. По словам Алексей Бырдина, противоречие это мнимое.
«Если мы смотрим с точки зрения потребителя, то он, как правило, берет какой-то универсальный базовый сервис и добавляет к нему сервисы, которые производят собственный контент», – поясняет эксперт.
Со стороны рынка это стимулируется за счет всевозможных «бандлов», то есть пакетных предложений, в рамках которых поставщик – это может быть экосистемный игрок типа Сбербанка, «Яндекса», МТС и т. п. – предлагает подписаться на несколько сервисов, объединенных в пакет. Подписавшись на такой пакет, пользователь получает более широкий ассортимент, и даже если в рамках одного из этих сервисов он посмотрел все, что хотел, то просто переключается на другой. Выгода поставщиков в том, что при этом действующая подписка остается и пользователь платит в течение большего периода, чем если бы покупал сервисы по отдельности.
Фото: Sonja Krebs / imageBROKER.com / globallookpress.com