В СПЧ объяснили, почему в России не удается навести порядок с мигрантами. Участники Совета по правам человека (СПЧ) направили свои рекомендации по работе с мигрантами в МВД. Они выступают против излишней либерализации приезжих в России, которая предусматривается в новом законопроекте о миграции. Насколько необходимо ужесточать требования к мигрантам и почему в России никто не берет за них ответственность, «ФедералПресс» обсудил с членом СПЧ, автором поправок в законопроект по миграции Кириллом Кабановым.
Кирилл Викторович, расскажите, пожалуйста, какую работу проводит СПЧ для решения миграционных вопросов в России?
— Глава СПЧ Валерий Фадеев включен в группу Совбеза по решению миграционных вопросов, а я сам вхожу в состав межведомственной группы АП. В настоящее время мы внесли ряд поправок в законопроект по миграционной политике, разработанный МВД. На наш взгляд, этот законопроект либерализирует миграционную политику, а мы считаем, что делать этого нельзя. Глава Совбеза Дмитрий Медведев с нами согласен, он говорит, что такая либерализация может привести к угрозе национальной безопасности.
В чем помимо либерализации законопроекта расходятся взгляды СПЧ и МВД?
— Мы мониторим приказы МВД и не согласны с инициативой ведомства об облегчении процедуры высылки для нарушителей – мигрантов. Они считают, что если у нарушителей есть родственники в России, то за правонарушение им не грозит высылка. Мы понимаем, что в сегодняшней ситуации этого делать нельзя, учитывая, что этих самых «родственников» мигрант может найти за деньги. Также мы понимаем, что если все мигранты будут привозить в Россию своих родственников, то не выдержит нагрузки российская социальная система – Минздрав, Миноборазование. Именно поэтому нами внесены 10 поправок в законопроект МВД и в приказы.
В какие приказы МВД внесены поправки? О чем они?
— Внесены поправки в приказ об образовании. Мы изучали с коллегами Калужскую область, Обнинскую и решили, что нельзя вводить земельный принцип для мигрантов по праву рождения. Этого нельзя делать, потому что много иностранцев из Средней Азии приезжают к нам именно рожать, а почему? Потому что они за ребенка получают 25 тысяч рублей в Москве и 20 тысяч в Московской области. Также мы говорим, что не нужно брать детей мигрантов в школы, если те не знают русский язык.
Готовит ли СПЧ какие-то программы для социализации тех же детей мигрантов?
— Да, мы говорим, что должна быть программа подготовки детей, которая включает изучение русского языка, историю и социализацию. Уже доказано, что для того, чтобы эти дети социализировались, их число должно быть не более 10 % в классах от общего числа учеников. В российских школах процентное соотношение иногда доходит до 80. В таком случае эти дети закрываются в своем сообществе. При этом наша позиция в том, что социализация должна начинаться в той стране, откуда едут мигранты. Нужно там создавать русские школы. К нам должны приезжать люди, которые уже понимают, в какую страну они едут. Поэтому позиция такова: мы против ввоза мигрантов необразованных, которых используют как рабскую рабочую силу.
На ваш взгляд, почему в России складывается такая напряженная ситуация с мигрантами?
— Сам бизнес этому виной. Дело в том, что работодатели создали в строительной сфере модель, когда не платятся налоги, поскольку строительный бизнес не является работодателем, при этом получая от всех прибыли. Подобное мы видим и в ЖКХ. В эту сферу набираются только мигранты, поскольку там создана система, при которой 20 % зарплаты у них идет в карман к работодателям. Мы своими поправками пытаемся не столько ужесточить правила пребывания мигрантов в стране, сколько обеспечить им гарантии достойного пребывания в России. Нам не нужна ситуация, когда мигранты работают бесплатно, поскольку тогда создаются условия для криминальных разборок.
Можем ли мы говорить о том, что СПЧ настроен на ужесточение мер по пребыванию мигрантов в России?
— Здесь больше подходит слово «контроль», а не «ужесточение». Мы против либерализации и за обязательное соблюдение правил и норм, которые существуют в России. При этом мы должны выстроить систему и государства и бизнеса, который отвечает за тех людей, что нанимает. Если государство должно обеспечить нормальные условия пребывания, то бизнес должен за это заплатить. Мигранты – это не скот, если к ним относиться по-скотски, то происходит то, что мы видим сейчас. Идет криминальный рост, продолжается создание мощных этнических групп, которые решают проблемы мигрантов вместо тех, кто должен этими вопросами заниматься.
На ваш взгляд, достаточно ли в России организаций и ведомств для работы с мигрантами?
— Нет, недостаточно. Сейчас мы видим две истории, которые сталкиваются на уровне принятия решений. С одной стороны, правительство, которое лоббирует бесконтрольный ввоз миллионов мигрантов, с другой – государственные органы, которые вместо регулирования опять же отстаивают интересы бизнеса. Из-за этого возникает конфликт и «закладывание бомбы», потому что по факту мигрантами как таковыми и их правами никто не занимается. Если все останется на прежнем уровне, то мы получим очень серьезное столкновение граждан против мигрантов. Такое мы уже видели в Сахарово, в Путилково, где люди выходили против соседства с приезжими. Что в таком случае должно делать МВД? Оно должно усилить патрулирование районов и усилить контроль за теми, кто приезжает в Россию, чтобы они высылали тех, кто нарушают права. Мы видим, как сложно сейчас МВД, как много возлагается на них обязанностей по регулированию миграционной ситуации, но именно поэтому, мы призываем их не облегчать законодательство, а усиливать контроль.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Харченко