Власти Канады намерены ввести чрезвычайное положение из-за протестов дальнобойщиков, известных как «Конвой свободы». Тем временем акции последователей канадских водителей прошли в Европе и угрожают перекинуться на США. Недовольство антиковидными мерами в мире куда сильнее, чем принято считать. Это может заставить власти ускорить смягчение ограничений. А их полная отмена даст новый импульс к развитию мировой экономики, которая в результате может прибавить дополнительно до 1 % ВВП.
«Блокады наносят ущерб нашей экономике и ставят под угрозу общественную безопасность. Мы не можем и не позволим продолжать незаконную и опасную деятельность», – заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо на пресс-конференции в понедельник. Ранее закон о чрезвычайном положении в стране не применялся ни разу.
Акция канадских дальнобойщиков нашла последователей по всему миру.
«Примерно половина пожертвований, поступивших на счета, открытые для сбора средств в поддержку участников «Конвоя свободы», поступила из-за рубежа. Причем не из стран, которые традиционно принято обвинять во вмешательстве в чужие дела – этот список возглавляют Россия, Китай и Иран, – а из США, Великобритании и еще доброй дюжины демократических стран Европы», – рассказала «ФедералПресс» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Елена Комкова.
На два счета в течение нескольких дней поступило около 18,5 млн долларов. Это показывает, что круг сторонников отмены «паспортов здоровья» и обязательной вакцинации (основные требования «Конвоя свободы») не ограничивается теми, кто готов последовать примеру канадских дальнобойщиков и выступить с открытым протестом.
Хотя и в них недостатка не наблюдается. На прошлой неделе свои «Конвои свободы» появились в Европе. В Нидерландах десятки грузовиков заблокировали подъезд к парламентскому комплексу в Гааге. Прошли протесты в Цюрихе. Во Франции водители из разных городов устремились в центр Парижа, чтобы там выразить протест против введения обязательных ковид-паспортов. Французские власти объявили акцию незаконной и выставили на подъездах к столице полицейские блокпосты. Стражи порядка заявляют о задержании около 500 автомобилей, однако несколько десятков машин все же добрались до цели, сообщает «Евроньюс».
Источник: Euronews
Из Парижа протестующие направились в столицу Евросоюза Брюссель, где к ним намерены присоединиться местные водители. Власти в ответ заявили, что не позволят блокировать автомобильное движение в городе.
К акциям собираются присоединиться и дальнобойщики США, где конвои куда более привычное явление, а автоперевозчики – крайне влиятельная сила. В 2020 году на автотранспорт приходилось 72,5 % от общего объема грузоперевозок в США, выручка отрасли достигла 732,3 млрд долларов. В группе «Народного конвоя» The People’s Convoy – Official на Facebook уже более 80 тыс. участников.
«Мы выступаем не только против правительства, но и против крупной фарминдустрии стоимостью 200 трлн долларов и всех ее инвесторов. Наше требование – отменить закон о чрезвычайном положении и восстановить Конституцию», – пишет в группе один из организаторов акции Крис Янг. О дате начала акции пока не сообщается, но сбор пожертвований для ее участников уже идет.
Источник: Russian America TV
Что вообще происходит
Протесты в Канаде начались после введения с 15 января обязательной вакцинации для всех федеральных служащих и представителей ряда профессий. Помимо дальнобойщиков, это, например, работники почт и банков, рассказывает Елена Комкова. Невакцинированных водителей, которые пересекают канадскую границу с территории США, обязали уходить на двухнедельный карантин. Для них это означало потерю заработка, а для некоторых и работы.
В ответ 29 января тысячи грузовиков (сообщалось о 50 тысячах фур) съехались в столицу страны, город Оттаву, парализовав там движение.
Источник: Youtube-канал Euronews
«В канадской истории такое случилось впервые. Оттава – небольшой, тихий и спокойный город канадских бюрократов, ее часто называют «сонной Оттавой». Конечно, масштабы, которые принял протест дальнобойщиков, расположившихся лагерем перед федеральным парламентом, перекрывших дороги и устроивших пляски на могиле Неизвестного солдата, для нее нечто невиданное и неслыханное», – говорит Елена Комкова.
Власти поначалу заняли выжидательную позицию, что, по словам эксперта, скорее всего, объясняется составом протестующих. «Сейчас протестуют в основном белые мужчины среднего возраста, представители рабочего класса. И мы можем видеть, что полиция с большим пиететом относится к их правам. А, например, протесты индейцев ветсувет, которые протестовали против строительства газопровода, были подавлены очень грубо», – отмечает Комкова.
Дальнобойщики, чтобы добиться своего, в начале прошлой недели перекрыли мост Ambassador bridge – основную транспортную артерию, связывающую Канаду с США. По этому мосту проходит до четверти всего товарооборота между двумя странами. В 2020 году он составил 614 млрд долларов (около 1,7 млрд долларов в сутки), то есть каждый день перекрытия моста обходился экономикам США и Канады более чем в 400 млн долларов. Мост связывает и два крупнейших центра автопромышленности – американский Детройт и канадский Уинсор.
Канадская экономика очень сильно интегрирована с американской, и больше всего эта интеграция заметна именно в автомобильной промышленности. Подсчитано, что, прежде чем готовый автомобиль сойдет с конвейера в Детройте или Уинсоре, запчасти семь раз пересекают Ambassador bridge. После того как мост был перекрыт, четыре автопроизводителя – Ford, General Motors, Honda и Toyota – объявили о сокращении или приостановке производства из-за перебоев с комплектующими.
Уже 11 февраля, через четыре дня после начала блокировок, в ситуацию вмешался президент США Джо Байден, который позвонил премьер-министру Канады Джастину Трюдо, предложил ему помощь и попросил освободить мост.
«Канада не привыкла игнорировать просьбы американских президентов. Отступать некуда, пришлось освобождать. Еще одна причина – в США снова начались разговоры, что американская промышленность слишком сильно зависит от межгосударственных поставочных цепочек и производство нужно возвращать на территорию Америки. Если раньше имелся в виду прежде всего Китай, то теперь это коснулось и Канады. Конечно, пока напрямую вопрос не стоит, но даже намек на это для канадцев очень чувствителен», – говорит Елена Комкова.
Новая сила
В прошедшие выходные полиция разблокировала Ambassador bridge. Впрочем, прекращать протесты участники конвоя не собираются и обещают стоять до конца.
Источник: Youtube-канал Euronews
Их упорство и поддержка со стороны граждан (а треть опрошенных в Канаде с сочувствием отнеслись к требованиям протестующих) – сигнал, который общество подает властям. Это, по мнению Комковой, несомненно, ускорит снятие антиковидных мер, хотя открыто правительство этого не признаёт и не признает. Наоборот, публичная позиция властей становится более жесткой. В то же время ряд провинций – Онтарио, Манитоба, Саскачеван – уже сообщили о постепенном отходе от антиковидных мер. Напомним, что здравоохранение в Канаде относится как раз к сфере ответственности региональных властей.
Начавшийся и распространившийся протест превращается в серьезный фактор влияния, с которым будут вынуждены считаться власти по всему миру.
«Демонстрации в Оттаве начались как слабо организованные протесты водителей грузовиков и протестующих против обязательной вакцинации дальнобойщиков, пересекающих американо-канадскую границу, но позже переросли в протест против пандемических ограничений в целом. Вполне вероятно, что любое новое ужесточение правил или введение новых ограничений может вызвать стихийные протесты как в США, так и в Европе», – отмечает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
«Безусловно, правительства развитых стран учитывают такого рода мероприятия. И их популярность ускорит принятие решений по снятию ограничений, хотя при этом, безусловно, власти будут иметь в виду и реальную эпидемиологическую обстановку. Сейчас никто с уверенностью не скажет, не приведет ли отмена антиковидных мер к ее ухудшению, но надежда такая есть», – полагает директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.
Эффект для мировой экономики, по его мнению, может составить до 1 % ВВП.
«Основной ущерб нанесли локдауны, которые вводились весной 2020 года. Все ограничения, которые вводились после этого, не идут с ними ни в какое сравнение. Экономические издержки от строгих ограничений можно оценить примерно в 5 % от мирового ВВП», – говорит эксперт.
Если смотреть по отдельным регионам, то ущерб выглядит еще более впечатляющим. Например, товарооборот между США и Канадой в 2019 году составлял 726 млрд долларов, в ковидном 2020-м – всего 614 млрд долларов. Разница – 112 млрд долларов, или 15,4 %.
Фото: РИА Новости / Ольга Самотой
Пандемия коронавируса