Цель правительства – добиться снижения цен на бензин – выполняется сама собой. Резко подорожавшие кредиты привели к тому, что у трейдеров просто нет денег на покупку новых партий. Дефицита топлива участники рынка не ожидают, а вот дальнейшего снижения цен, потенциал которого оценивается ими примерно в 20 % от ранее достигнутых значений, – вполне. О ситуации на топливном рынке – в материале «ФедералПресс».
Цена горючего на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже серьезно корректируется. С пятницы стоимость самого ходового бензина АИ-92 обрушилась на 11,5 % (с 51 877 до 45 925 рублей за тонну), АИ-95 подешевел на 9,3 % (с 55 025 до 49 918 рублей за тонну), межсезонное дизтопливо – на 6,1 % (с 57 764 до 54 241 рубля за тонну).
Такое поведение рынка нехарактерно для сезона, когда трейдеры формируют запасы к весенне-летнему сезону. Исторические данные СПБМТСБ показывают, что цены в этот период скорее склонны умеренно расти. Например, год назад АИ-92 с 24 февраля по 1 марта подорожал с 52 921 до 53 071 рубля за тонну. А последний раз меньше 50 тыс. рублей за тонну бензина давали в середине января, когда сразу после новогодних каникул спрос резко упал.
«Топливный рынок столкнулся с теми же экономическими сложностями, что и вся экономика в целом. Из-за санкций ЦБ резко повысил ключевую ставку. Все участники рынка в связи с этим испытывают сложности с получением кредитов вообще, а новые ставки начинаются на уровне 23–25 % годовых. Соответственно, с учетом НДС только банковские ставки в цене товара составляют порядка 30 %. С такой наценкой рынок работать не привык, участники не очень понимают, как с этим вообще работать. Поэтому спрос резко упал», – объяснил происходящее управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко.
На сокращение спроса наложился избыток предложения, поскольку у производителей возникли сложности с экспортом.
«Многие международные банки прекратили выставление аккредитивов в адрес наших нефтяных компаний, владельцы судов не предоставляют их для фрахта в российские порты, также увеличились ставки страхования. Остановить нефтепереработку быстро нельзя, а запасы у нас уже и так неделю назад были на рекордных уровнях», – говорит Дьяченко.
По его словам, «рынок переставляется», цена серьезно корректируется и можно ожидать, что она дойдет до того уровня, когда в ней будут учтены процентные расходы и все остальные новые экономические факторы.
«Проседать рынок может долго, еще процентов на 10 можем уйти в минус», – полагает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Происходящее он расценивает скорее положительно: «Еще 10 % снижения – и можно будет спокойно работать при том же уровне цен на АЗС и с подорожавшими деньгами».
При этом, по его данным, никаких распоряжений сверху ни оптовики, ни розничные продавцы не получали. «На сегодня биржа работает оперативнее и эффективнее, чем наши регуляторы, снижая цены и создавая дополнительные условия для сетей, для АЗС и в конечном счете для всех. Сами торги компенсируют вновь возникшие затраты», – говорит Гусев.
При этом на бирже, судя по всему, готовы и к более сильной просадке по цене. Вчера вечером СПБМТСБ выпустила распоряжение, которым изменены границы колебания цены при подаче заявок на бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут. В сторону увеличения ценам расти по-прежнему разрешено не более чем на 5 %, зато в сторону понижения – до 50 %. На запрос о том, зачем потребовалось такое резкое изменение, в пресс-службе СПБМТСБ не ответили.
Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова