Нынешняя неделя стала черной для российских ценителей западных брендов – иностранные производители и поставщики одежды и обуви один за другим принялись объявлять о приостановке своей деятельности на внутреннем рынке нашей страны. Где теперь будем покупать одежду – разбирался «ФедералПресс».
За первую неделю марта наши потери велики: ушла шведская H&M Group, владеющая такими известными марками одежды, как H&M, COS, Arket, & Other Stories, Monki и Weekday, аналогичным образом поступили Incanto, Mango, Nike, Ganni, Boohoo, Nanushka, интернет-магазины Burberry, Net-a-porter, Matchesfashion, Mytheresa, Farfetch, Asos и др.
До недавнего времени российский рынок одежды, обуви и связанных с ними аксессуаров развивался сравнительно неплохими темпами. По оценкам Fashion Consulting Group, в 2019 году его емкость составляла 2,3 трлн рублей, в пандемийный 2020 год она «просела» до 1,9 трлн рублей, отыграв в 2021-м до 2,7 трлн рублей. Теперь рынок точно сократится из-за того, что западным производителям стало страшно зарабатывать деньги в России.
Есть у западных компаний и трудности, заставляющие их сворачивать бизнес в России, риски связаны с нестабильностью курса валют. «Отказ от работы в России для производителей и ретейлеров одежды сейчас осуществить проще, так как есть реальные сложности с логистикой и неопределенность с курсом (рубля – прим. редакции), не позволяющие строить модель закупки и продажи продукции даже на горизонте одной недели. В этих условиях компании могут нести издержки даже при нормальном функционировании», – указывает Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций».
Разворот импорта
Однако говорить о грядущем тотальном дефиците не приходится. Как европейские и американские бренды закроют свои торговые точки, так и откроют их заново. Достаточно вспомнить поведение фирменных магазинов re:Store, продающих смартфоны и ноутбуки, выпускаемые Apple. Они как быстро повесили замки на двери, так быстро их и сняли.
«На мой взгляд, многие из приостановивших работу компаний позже вернутся на этот рынок, по мере деэскалации геополитической ситуации», – прогнозирует Василий Карпунин.
Cкорей всего так и будет. Ведь иностранные компании лишь закрыли магазины в России, но их на продажу не выставили и не сдали их назад арендодателям. Костюмы или ботинки из них пока не пакуют в мешки, не складывают в контейнеры и не вывозят их за границу.
Если же кто-то и пойдет на крайние меры, то ему вернуться на российский рынок будет крайне трудно – освободившуюся нишу могут легко занять поставщики из Китая и, как не удивительно, из Турции и Беларуси – в последних двух странах делают и качественный текстиль, и хорошую обувь. Да и среди россиян найдутся те, кто сможет наладить выпуск недорогой и удобной одежды, благо государство вряд ли откажет им в поддержке.
«Крупнейшие поставщики одежды в России – Турция и Китай. Международные бренды одежды могут отказаться от поставок в Россию, но это не изменит обеспеченность населения одеждой. Она даже станет дешевле, потому что одежда без бренда стоит в разы меньше, чем брендовая, – считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал». – Российские же предприятия легкой промышленности, продающие одежду и обувь под отечественными брендами, все равно, достаточно большой процент продукции производят в Китае под заказ».
А любители западных шмоток смогут кататься на шоппинг в Казахстан или Турцию – перелет туда из Москвы занимает почти столько же времени, сколько в Красноярск.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Санкции против России