Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

Помогут ли санкции увеличить турпоток на Байкал: «Куршевеля здесь не получится»

Байкал – территория которая живет в основном за счет туризма
Байкал – территория которая живет в основном за счет туризма

Западные перевозчики и курорты закрываются для россиян. Некоторых это разочаровывает, но в правительстве РФ считают, что ситуация подстегнет внутренний туризм. Разрабатываются меры поддержки для туристического бизнеса. Одним из перспективных мест отдыха считается Байкал. Насколько озеро готово к такому турпотоку, и сможет ли предложить достойный сервис гостям, разбирался обозреватель «ФедералПресс».

Не нужен нам берег французский

Рекордное количество санкций, наложенных Западом на Россию, заставило руководство страны озаботиться импортозамещением во всех отраслях экономики. Туризм не стал исключением. Во-первых, большая часть привычных мест отдыха для россиян оказалась попросту закрыта. Поток иностранцев в Россию также сокращается. Когда условный топ-менеджер не может съездить с семьей на горнолыжный курорт во французские Альпы, это для бизнеса небольшая потеря. Однако сворачивание рынка внутри страны приведет к разорению сотен туроператоров, гостиниц, и туристической инфраструктуры. Как сообщил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко, правительство уже разработало ряд мер, призванных этого не допустить. Например, кабмин поддержал введение нулевой ставки НДС для компаний, которые инвестируют в создание туристических объектов. Причем, в высоких кабинетах ожидают небывалого всплеска внутреннего туризма.

«В связи со сложившейся ситуацией в ближайшее время прогнозируется значительное превышение спроса на отдых в России над предложением. Новая мера позволит поддержать гостинично-туристическую отрасль и создать условия для ее ускоренного развития. Первые пять лет – самые важные для развития бизнеса. Это выход на самоокупаемость и безубыточность, поэтому именно такой период был определен ключевым с точки зрения поддержки», – заявил зампред правительства.

Байкал – территория которая живет в основном за счет туризма. Промышленности здесь нет, да и согласно природоохранному законодательству она практически невозможна. Поэтому все населенные пункты на берегу – это сеть гостиниц, гостевых домиков, кафе и закусочных. И далеко не все владельцы бизнеса «на земле» разделяют оптимизм, царящий в московских кабинетах. Многие уверены: второго Куршавеля из «горнолыжки» на горе Соболиной не получится. И места мало, и инфраструктура не та, да и клиент победнее. Как считает руководитель регионального турагентства «Байкалика» Алексей Стрелюк, рост турпотока если и будет, то недолгий.

«Во-первых, основные клиенты – это низший средний и средний класс, если так можно выразиться. То есть люди, обладающие доходом, но все же сравнительно небольшим. В нынешних условиях они скорее всего очень скоро перейдут на «энергосберегающий режим», то есть будут меньше тратить на отдых и больше – на удовлетворение более насущных потребностей. Во-вторых, если говорить об иркутской стороне Байкала, то инфраструктура не готова к росту турпотока. По природоохранному законодательству мы во многих местах даже туалеты не можем ставить. И многие не готовы будут платить деньги, а взамен не получать даже элементарных удобств», – считает Стрелюк.

Что же касается мер поддержки, озвученных в правительстве, то большинство региональных туроператоров сидят на упрощенной системе налогообложения, поэтому НДС они и так не платят, так что эта мера поддержки не для них.

Местные туроператоры, кстати, также разработали свой пакет предложений. В нем – предложение освободить бизнес от множества проверок.

И хочется, да система не велит

Уникальность Байкала не только в природных и климатических условиях. Не менее уникальны, причем, зачастую до парадокса, и административно-юридические вводные. Дело в том, что оба побережья Байкала принадлежат двум разным субъектам федерации. Западный берег – это Иркутская область, восточный – республика Бурятия. Недавнее решение правительства передать Бурятию из Сибирского федерального округа в Дальневосточный, по мнению руководителя «Байкалики» Алексея Стрелюка, только усугубило сложности совместного хозяйствования. Два федеральных округа с разными потенциалами, видениями, инвестпрограммами пытаются хозяйствовать на одном объекте.

«Мы можем наблюдать, что на бурятском берегу разрабатываются и готовятся к внедрению новые логистические и инфраструктурные решения для туризма. И явно видна заинтересованность республиканских властей в развитии туризма. Если говорить об иркутском побережье, то, на мой взгляд, здесь не приходится ждать скорых решений. И связано это, в первую очередь, с тем, что большая часть побережья со стороны Иркутской области – это особоохраняемые территории. И тут переплелась целая паутина из природоохранного законодательства, местных нормативных актов и региональных законов»,– считает туроператор.

В ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», которое осуществляет надзор за особоохраняемыми территориями, подтверждают: действительно, увеличить поток туристов одним росчерком пера Минприроды или даже федерального правительства не получится. Есть такое понятие как «предельная антропогенная нагрузка». Это количество людей, которые могут единовременно находиться на территории без ущерба для дикой природы. И она на Байкале сравнительно небольшая. Поэтому, увеличивая количество туристов на тот же остров Ольхон,власти рискуют остаться без его уникальной природы. По словам начальника научного отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Андрея Мокрого, единственный компромисс – это перераспределение турпотоков.

«Разрабатываются новые туристские маршруты с целью перераспределения трафика посетителей, снижения нагрузки на самые востребованные направления, такие как остров Ольхон, Сухое озеро и т.п. Мы стараемся привлечь внимание к новым объектам Прибайкальского национального парка, в том числе в целях экологического просвещения и экотуризма. Например, «Фотозона» в Большереченском лесничестве, маршруты одного дня в Листвянском лесничестве», – рассказал специалист.

Есть и еще один нюанс: «Заповедное Прибайкалье» первым в стране ввело автоматизированную систему выдачи разрешений на посещение территории Прибайкальского национального парка. Суть ее в том, что если за один день определенную территорию без ущерба природе может посетить условно десять человек, то электронная система и выдаст десять онлайн разрешений. А одиннадцатому подавшему заявку туристу она откажет.

Фото: ФедералПресс / Давид Азизов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.