После начала российской спецоперации на Украине и последовавших западных санкций многие наши сограждане бросились скупать в магазинах товары и продукты. Как уже давно повелось, одними из самых любимых и востребованных продуктов вновь стали сахар и гречка. Шутка ли: за первую неделю марта жители Пермского края скупили такой объем сахарного песка, какой в обычной ситуации торговые сети распродают за 21 день. Региональное УФАС в еженедельном режиме мониторит цены на социально значимые продукты в Прикамье. В ведомстве рассказали «ФедералПресс», какие продукты резко подорожали в крае в начале марта.
Жертвы ажиотажного спроса?
Сильнее всего, как это часто бывает при паническом ажиотаже, подскочила стоимость гречки. По данным антимонопольной службы, минимальные цены на эту любимую россиянами крупу в прикамских магазинах за неделю (со 2 по 9 марта) выросли на 30 %. Также в лидерах по подорожанию – черный чай (рост на 29 %), шлифованный рис (27 %) и макароны (19 %).
Ощутимо поднялись минимальные розничные цены на яблоки (11 %), сливочное масло и морковь (10 %). На фоне вышеназванных продуктов не так сильно подорожали подсолнечное масло (на 4 %), сахарный песок (5 %) и пшено (6 %).
«Большая часть указанных позиций – бакалея, которая имеет длительный срок хранения. Рост цен на эти продукты связан с отсутствием в магазинах товаров с минимальным ценником. Из-за ажиотажного спроса сети не успевают их доставлять со складов и выставлять на полки. Однако ретейлеры полностью обеспечены всей необходимой продукцией», – сообщили «ФедералПресс» в Пермском УФАС.
Так, покупатели некоторых магазинов в Перми и крае (например, в сети «Магнит») обратили внимание на отсутствие сахарного песка по минимальным ценам. Как пояснили пермские антимонопольщики, причина кроется все в том же ажиотажном покупательском спросе. За первую неделю марта в Прикамье на сахар он вырос в пять (!) раз. По данным регионального минпромторга, за первую неделю марта крупные ретейлеры продали в крае столько сахара, сколько обычно реализуют в течение трех недель.
«Согласно сведениям Минсельхоза, наша страна полностью обеспечивает себя ключевыми продовольственными товарами, в том числе сахаром. Запасов достаточно для удовлетворения внутреннего спроса», – заверили в краевом УФАС.
Куда жаловаться на рост цен?
С 5 марта в Пермском УФАС работает «горячая линия» (по телефону 7-342-235-12-83), на которую можно пожаловаться на рост цен на товары и услуги, а также их отсутствие. За неделю на нее поступило 83 обращения.
«Также в адрес ведомства прислали 118 письменных заявлений. Чаще всего в последнее время люди жалуются на подорожание сахара (на него приходится большинство обращений – Прим. ред.), лекарств, бытовой техники, связи, питания и товаров для детей», – рассказали в антимонопольном органе.
Так, от жителей Прикамья поступило несколько жалоб на скачок цен на детские смеси и товары. Этот товарный рынок является федеральным, поэтому пермские антимонопольщики передали данные обращения своим столичным коллегам. Как известно, сейчас ФАС проверяет обоснованность роста цен на детские товары. И для этого запросила у ГК «Детский мир» необходимую информацию, в том числе по динамике отпускных и закупочных цен на питание и подгузники в этом году.
Когда нормализуются цены?
В Пермском УФАС рассчитывают, что после нормализации покупательского поведения и восполнения ассортимента (возвращения на полки магазинов дешевых товарных позиций, «вымытых» ажиотажным спросом) минимальные цены на значимые продукты вернутся к прежнему уровню.
«Если этого не произойдет или участники рынка, пользуясь ситуацией, необоснованно повысят отпускные цены, то ведомство применит к ним самые жесткие меры, в том числе, в рамках ожидаемого расширения полномочий ФАС России», – пригрозили в антимонопольной службе.
Гражданам рекомендуют трезво оценивать свои потребности и не закупать продукты впрок.
В ведомстве добавили, что сейчас ретейлеры добровольно минимизируют наценки до 5 % на четыре категории социально значимых продуктов. К ним относятся хлебобулочные изделия, молочная продукция, овощи из «борщевого набора» и сахар.
«Конкретные продукты внутри каждой категории торговые сети определяют сами. Но это должны быть наиболее востребованные товары, произведенные в России. Продукты с ограниченными наценками помечают ценниками «Социальный товар», – заявили в краевом УФАС.
Отмечается, что к этой инициативе в регионе уже присоединились такие торговые сети, как «Магнит», «Пятерочка», «Ашан», «Карусель», «Перекресток», «Лента» и «Семья».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, ФедералПресс / Александр Переверзев; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова