В Москве появится новый экологичный вид транспорта. Столица станет первым российским городом, по дорогам которого поедут водоробусы. В 2022-м году будет готов первый водородный автобус для обкатки, начнутся пробы. А уже к 2030 году Министерство энергетики России намерено перевести 10 % столичного автобусного парка на водород. О том, как повлияет на экологию новый транспорт и насколько он экономически выгоден, – в материале «ФедералПресс».
С заботой об экологии
В настоящее время в Москве имеется достаточно большой парк электробусов – это транспорт, созданный в первую очередь как ответ на экологические вызовы столицы. С появлением электробусов Москва перестала закупать дизельные автобусы. Заводы «ГАЗ» и «КамАЗ» производят новый вид общественного транспорта на мировом уровне. Более того, у столицы с «КамАЗом» появился специальный сборочный завод в Москве.
«Прекрасная машина. А было огромное количество скептиков, которые говорили, что у нас холодный город, что это все ерунда и так далее. Мы активно приближаемся уже к тысяче электробусов. Они прошли не одну зиму и показали себя нормально. Каждый год эффективность батарей увеличивается, продолжительность работы растет, себестоимость уменьшается», – заявил мэр столицы Сергей Собянин в интервью.
В автопарке Москвы на данный момент насчитывается порядка тысячи электробусов, благодаря работе которых в 2021 году удалось снизить выбросы CO₂ на 30 тысяч тонн. По словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, столичная концепция развития электротранспорта подразумевает полный переход на электробусы к 2030 году.
Москва стала одним из первых городов в мире, который принял это решение и создал экологическое направление в транспорте, в городе и в России в целом. Мэр столицы не исключает, что в скором времени Москва сумеет выпустить на улицы города транспорт на водороде. В текущем году будет готов автобус для «обкатки». Когда ждать промышленного образца, сказать пока сложно. Однако в Мосгортрансе считают, что первые водоробусы появятся уже в конце 2022 года. Об этом в пресс-службе предприятия сообщили агентству РБК.
Быстрее, увереннее, экологичнее
О том, что в России в целом намерены развивать водородную заправочную инфраструктуру, стало известно из проекта технологической стратегии развития водородной отрасли, разработанной Российским энергетическим агентством (входит в структуру министерства энергетики), которая стала доступна агентству РБК. Согласно Концепции развития водородной энергетики до 2050 года, Россия планирует занять не менее 20 % мирового рынка водорода и экспортировать от 15 млн до 50 млн тонн этого вида топлива в год.
Одно из основных направлений использования водорода – производство топливных элементов и топлива для транспорта. Как ранее стало известно, еще в конце 2020 года президент Владимир Путин дал поручение правительству к 2023 году создать городской автобус на водородном топливе. Основными преимуществами такого автобуса по сравнению с электробусом должны стать более быстрая заправка, увеличенный ход без подзарядки и экологичность.
«Однозначно, водоробусы будут более экологичны, так как выхлопом такого автобуса будет обычная вода. С этой точки зрения это хорошая история, но у водоробусов есть и минусы. Это взрывоопасность водорода, и это требует технологических решений, которые обеспечат безопасность. И на местах хранения заправки, и непосредственно на транспорте. Сейчас в Москве запускается проект, думаю, он будет удачен, так как водоробус не только про экологию, но и в целом его время жизни дольше, чем у другого транспорта», – говорит председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов.
Что касается экономической точки зрения, то и здесь у водоробусов будет преимущество перед созданными ранее электробусами. Как объясняет экономист Леонид Хазанов, емкость топливных элементов водоробусов в несколько раз больше, чем литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электробусах. Таким образом, «заряжаются» они гораздо быстрее.
«Случаев возгорания водоробусов вообще не отмечено (в силу особенностей конструкции их топливных элементов), тогда как литий-ионные аккумуляторы электробусов могут воспламениться без видимой причины. В то же время водоробусы выбрасывают в атмосферу воду, зато автобусы, ездящие на классическом углеводородном топливе, – целую гамму загрязняющих веществ, дышать которыми не рекомендуется. Поэтому массовое применение водоробусов в Москве позволит сделать ее воздух почище – в нем и так чересчур много всей таблицы Менделеева», – заключает Хазанов.
Фото: mos.ru