Ресторанный бизнес в регионах «тюменской матрешки» замер в ожидании последствий от санкций и эмбарго, введенных в отношении России. Отрасль зависит от иностранного оборудования, ряда продуктов и напитков. Однако снятие ограничений из-за спада заболеваемости COVID-19 и новые возможности, которые открывает сотрудничество с отечественными производителями, внушают рестораторам оптимизм. Как отразятся санкции на ценах и чем заменят заморские продукты и алкоголь – в материале «ФедералПресс».
Объявления о продаже
В Тюменской области на сайте объявлений Avito за последние три недели опубликовано более 170 предложений о продаже готового бизнеса в сфере общепита разных категорий с ценниками от 290 тыс. до 23,7 млн рублей. В Югре за этот же период на сайте выставили на продажу более 70 объектов стоимостью от 300 тыс. до 21 млн рублей. На Ямале таких объявлений меньше – около 20 стоимостью от 200 тыс. до 16 млн рублей. Во многих описаниях сообщается, что бизнес действующий и имеет прибыль.
Гендиректор компании «Бизнес Маркет» в Тюмени (специализируется на покупке и продаже готового бизнеса) Андрей Попов пояснил «ФедералПресс», что статистика на сайте не отражает реальное положение дел. «На сайте размещаемся и мы. Иногда увеличиваем рекламный бюджет и выгружаем не 100 объектов, а 500, и их количество на сайте становится больше в несколько раз. Но эти предложения были и раньше», – отмечает он.
По его словам, число предложений по продаже ресторанов доставки, кофеен и пекарен остается на прежнем уровне. Однако произошло небольшое увеличение количества продаваемых ресторанов и кафе с посадкой. «Увеличивается себестоимость продуктов. Предприниматель не сможет сразу же переложить на плечи покупателей всю наценку и дополнительные издержки, но он в любом случае сделает это. Тогда уменьшится покупательский спрос. Если раньше в условном заведении средний чек был 1,5 тыс. рублей, то сейчас он растет. Предприниматели вынуждены поднимать цены на блюда. А значит, люди, которые могут себе позволить сходить в ресторан, будут делать это реже», – объясняет Андрей Попов, добавляя, что такая тенденция на рынке наблюдается последние пару недель.
Югорский бизнес-омбудсмен Ирина Каск в беседе с «ФедералПресс» добавляет, что появление подобных объявлений – вполне нормальный процесс. «Этот бизнес не разоряется и не уничтожается, он продается. Это естественный процесс – желание уйти из бизнеса или приобрести его. В период кризиса открывать бизнес тоже выгодно, потому что существуют лояльные условия. К тому же предприниматели в сфере общепита сейчас находятся на волне воодушевления, потому что перед праздниками были сняты ковидные ограничения. Планы у них большие», – говорит омбудсмен.
После коронавируса – санкции
Ресторанный бизнес сейчас переживает кризис из-за двухлетних ковидных ограничений, и санкции могут усугубить ситуацию. Так, в Салехарде закрылось кафе «МаксиМ» в развлекательном комплексе «Полярис», которое работало по франшизе. С сентября не работает с гостями ресторан «Панорама». Также владельцы бара «Нефть» в столице округа сообщили о продаже заведения. Однако после снятия ограничений бар возобновил работу. «Пока ситуация остается сложной. Судьба нашего заведения неопределенная. Но мы все надеемся, что сможем вновь встать на ноги. В настоящий момент есть два предложения о покупке бара, но их финансовая сторона нас не устраивает», – поясняют «ФедералПресс» в администрации бара.
Ситуация же с поставками продукции для бара обстоит намного сложнее. Заведение было в партнерских отношениях с компанией «ПепсиКо». Владельцы ведут с ней переговоры о возможности продления сотрудничества. «Что касается алкоголя. Мы работаем с двумя крупными дистрибьютерами. Цены уже выросли. Через неделю они поднимутся еще. Целый ряд наименований отсутствует у них на складах. Российские, армянские, белорусские производители еще не готовы к импортозамещению. Мы, конечно, что-нибудь придумаем, но нам нужно время», – заявляют в баре.
В соцсетях владелица сети тюменских ресторанов «МаксиМ» Лариса Невидайло призвала рестораторов не опускать руки из-за санкций и эмбарго, а готовиться к изменению меню, переформатированию на доступные отечественные продукты и более широкий ценовой сегмент. «Выбранный нашими шефами еще несколько лет назад курс по переходу на локальные продукты сегодня как никогда сыграл нам на руку. В тех заведениях, где уже 80 % продуктов – местные, корректировки будут минимальные. В других концепциях, где много импортных продуктов, оперативно ищем альтернативу», – пишет Невидайло в своем телеграм-канале.
В этом году сеть планирует расширить партнерство с фермерами, уже проведен ряд личных встреч с поставщиками.
Руководитель ООО «Калерия» в Нижневартовске (сеть пекарен и гостиниц) Татьяна Ефименко говорит, что сейчас рестораторы ожидают изменения цен, но какими они будут, пока никто не знает. «От оптовиков мы еще не получили новые цены. Работаю на остатках товаров, которые есть в запасах. Какие будут дальше сложности, неизвестно. Среди моих знакомых рестораторов никто не продает бизнес. Все заняли позицию ожидания, все ждут что будет дальше», – поясняет она.
По мнению Ефименко, ресторанный бизнес сможет переориентироваться полностью на отечественную продукцию. «Основные продукты у нас – это товары местного производства. Некоторые иностранные товары мы заменим. Нужно время. Не в первый раз происходят такие интересные вехи в нашей истории. Приспособимся. У меня нет пессимизма. Будем работать», – отмечает Татьяна Ефименко.
Надолго ли проблемы
Тюменский бизнес-омбудсмен Павел Меньщиков отмечает, что проблемы с импортными поставками возникли не только у ресторанного бизнеса. Но в силу своих особенностей он быстрее реагирует на изменения и санкции.
«Эти проблемы временные. Сейчас любой бизнес, в том числе и ресторанный, будет переориентироваться на российского производителя. Нужно искать новых поставщиков и выстраивать другие логистические цепочки. И надо еще больше общаться с коллегами из других регионов. Некоторые предприниматели даже не знают, что производится, например, в Свердловской или Курганской областях», – говорит омбудсмен.
Югорский бизнес-омбудсмен Ирина Каск добавляет, что санкции и эмбарго влияют на экономику не только отрицательно, но и положительно. «Импортозамещение – хороший повод для развития производства. Наши предприниматели могут делать продукты не хуже, чем заграничные. Это будет очень выгодно и общепиту, и производителям. Но отечественные производители будут нуждаться в большой поддержке, потому что начинать всегда непросто», – заключает собеседница «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
Санкции против России