Цены на молоко в Свердловской области кажутся мало зависимыми от колебаний валютных курсов и поставок из-за рубежа. Тем не менее, производители до сих пор не могут избавиться от импортных составляющих, а разработки уральских ученых пылятся в столах. О том, как свердловские молочники отреагировали на экономический кризис и какой поддержки они ждут от государства, – в материале «ФедералПресс».
Бутылка вместо тетрапака
«Мы как работали, так и работаем. Конечно, в связи с общей обстановкой есть риски, но на предприятии делается все, чтобы минимизировать их. Мы договариваемся с поставщиками, прорабатываем все возможные варианты, чтобы продолжать стабильную работу», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» директор Ирбитского молокозавода Сергей Суетин.
О проблемных местах свердловской молочной промышленности рассказал глава отраслевого союза Игорь Пехотин. В частности, скоро в магазинах Среднего Урала можно будет увидеть молоко в новых упаковках – «более банальных», но менее зависимых от импортных поставок. Дорогие тетрапаки могут сохраниться лишь у особых товаров, например, детского питания, говорит Пехотин.
«Импортные закваски будем пытаться заменить на аналоги, чтобы себестоимость не росла. Стараемся работать в коридоре, комфортном для торговли и покупателя, и самим быть не в прогаре, поэтому никто не сидит, все работают», – рассказывает он.
Из-за границы в Свердловскую область поставляется и значительная часть оборудования – от тракторов, которые обрабатывают поля с кормовыми культурами, до агрегатов молочных заводов. Председатель комитета заксобрания по аграрной политике Михаил Копытов пояснил, что полностью отказаться от импортных сеялок и тракторов пока невозможно: не все необходимые машины производятся в России и Белоруссии.
«Могут возникнуть проблемы с запасными частями, но, я думаю, когда активная фаза спецоперации на Украине закончится, они будут поставляться. Нас волнует цена, потому что доллар и евро стали гораздо дороже», – говорит депутат.
Подорожание запчастей для оборудования молокозаводов вряд ли скажется на конечных ценах, считает Пехотин: техобслуживание проводится лишь один-два раза в год.
Из того, что во многом уже удалось заменить, специалисты называют племенной материал.
«В Свердловской области создана база, и мы можем жить на своей [бычьей] сперме. О том, что мы останемся без спермы, можно не беспокоиться», – заверил Копытов.
Пропавшие изобретения
Кандидат технических наук, доцент УрГАУ Виктор Тимкин известен своей технологией производства безлактозного молока – о ней несколько лет назад много писали свердловские СМИ. У Тимкина есть и еще десяток изобретений: творог, который хранится втрое больше обычного, заменитель грудного молока, новый способ стерилизации и многое другое. Ничего из этого пока невозможно найти в магазинах, так как Тимкин не смог найти денег на создание опытного производства.
«Сколько у нас было импортозамещающих разработок! А внедрить сложно, потому что необходимо получить значительную опытную партию, чтобы показать производственникам. Без этого вкладываться никто не будет», – сетует изобретатель.
На Среднем Урале есть и идеи по замене импортных витаминов и белков для детского питания, рассказывает Игорь Пехотин. По его мнению, государство могло бы оказать поддержку их внедрению.
В целом молочники были бы рады любой господдержке – от налоговых каникул и льготных кредитов до проверок поставщиков, которые взвинчивают цены. Игорь Пехотин предлагает даже снизить стоимость электричества для компаний, которые выпускают социально значимые продукты.
«Я надеюсь, что мы будем брать кредиты под 5-6 % – это дороже, чем раньше, но все равно льготные условия. Цены на молоко не растут так быстро, как на то, чем мы пользуемся, поэтому льготные ставки нужны. Есть решения правительства, поэтому мы знаем, что делать и куда двигаться», – заключил Михаил Копытов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Сделано в России