Страна постепенно вливается в свежие жизненные реалии – регионы пытаются найти способы замены ушедших зарубежных товаров, промышленники стараются спасти пострадавшую автомобильную промышленность, а медики – справиться с ковидом, который отступил, но не ушел окончательно. В рубрике «Как дальше жить» мы рассказываем, какие главные изменения ожидают регионы ПФО на этой неделе.
Импортозамещение – наше всё
После введения масштабных санкций от практически всех зарубежных стран власти начали оперативно заниматься поддержкой регионов – точнее, пока что только обозначены планы, намечены цели и разработаны стратегии.
На оперативном совещании 16 марта, посвященном мерам социально-экономической поддержки, Владимир Путин обратился в первую очередь к губернаторам и главам регионов страны. Теперь у них будет больше полномочий. Отныне местные власти будут куда более свободно распоряжаться законодательством, связанным с обеспечением социальных гарантий населению. Коснется это как, например, адресной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, так и полноценной поддержки бизнеса – сейчас региональным администрациям нужно будет вести с ними глубокий и конструктивный диалог.
Борьба с повышением цен и потребительской паникой тоже будут возложены на плечи глав регионов. Пока что стратегия работы на этом поприще довольно расплывчата – методы разнятся от региона к региону. Кому-то достанется разработка импортозамещения, другим – расширение IT-сферы, третьи займутся масштабной застройкой, четвертые начнут разворачивать масштабные агрокомплексы.
Грубо говоря, страна теперь максимально нацелена на политику импортозамещения, однако говорить о сроках, к которым ситуация полностью нормализуется и войдет в спокойное русло, пока сложно, считают эксперты.
«Наверное, сама ситуация с импортозамещением и ее успешность станет понятна не сегодня – события развиваются постоянно. Опять же, стоит учитывать и сдержанную позицию Центробанка России, который дает свои прогнозы, и тот фактор, что Министерство экономики пока только готовит оценку происходящего. События имеют отложенный эффект. Дело касается той же корректировки стоимости сырья – к сожалению или к счастью, все это происходит не одним днем, а растягивается на пару месяцев. И регионы, и правительство смогут получить четкие данные, вероятно, ближе к концу апреля – тогда можно будет говорить объективно.
Сейчас проблема даже не столько в корректировке цен: пока что складские запасы не истощены. То есть мы наблюдаем ажиотаж на определенные продукты со стороны потребителей, однако дефицита в части производства нет. А вот если говорить не о продуктах ежедневной надобности, а о более серьезных товарах типа техники, одежды или бытовой электроники, то здесь ситуацию мы сможем оценить точно не сегодня», – рассуждает руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.
Спасение автозаводов
Если с уходом условных гигантов фастфуда народ более-менее смирился – на худой конец в жизни есть место котлетам с пюрешкой, то с более крупными и значимыми материальными ценностями могут возникнуть сложности. Зарубежные автоконцерны ушли, иномарки в страну больше поставлять не будут. Паниковать не стоит, расстраиваться – можно, да и то желательно не терять надежду. Пресс-службы практически всех иностранных производителей заявляют, что компании уходят «до стабилизации обстановки». А пока почему бы не покататься на родных ВАЗах?
Увы, отечественные производители автомобилей тоже начинают сталкиваться с затруднениями, связанными как с отсутствием деталей, так и с нарушенной логистикой. Сбои поставок комплектующих для российских машин могут стать серьезной проблемой для последующего производства новых ГАЗов, ВАЗов и КамАЗов.
Комплектующие для них в основном поставляются из-за рубежа. Практически во всех отечественных автомобилях от 10 до 50 % деталей – импортные. Более того, некоторые российские компании сильно завязаны и на зарубежных инвесторах и партнерах – тот же производитель «КамАЗов» в Набережных Челнах с 2005 года работает совместно с компанией ZF Friedrichshafen («ЦФ КАМА»), где собирают ряд моделей коробок передач для камских грузовиков, а совместно Knorr-Bremse Systeme («Кнорр-Бремзе КАМА») создаются тормозные системы. Открыты несколько общих предприятий и с американскими фирмами. Например, с Cummins, разрабатывающими и производящими двигатели, и Federal Mogul, занимающимися поршневыми двигателями, КамАЗ тоже работал уже больше десяти лет. Пока что компании не выступали ни с какими заявлениями, поэтому ситуация остается в подвешенном состоянии.
Горьковский завод, вероятно, еще долго будет оставаться на плаву – у него уже есть многолетний опыт работы под серьезными санкциями. Более того, производитель стабильно продолжает заниматься и выпуском готовых моделей, и разработкой новых.
В принципе, на «АвтоВАЗе» уже давно озаботились вопросом расширения сети поставщиков компонентов для машин, более того, пока что сотрудничество с компаниями-производителями из Китая продолжается в штатном режиме. Судя по всему, помимо привычной КНР новых поставщиков стоит ожидать – а для начала искать – в Турции и Малайзии.
Некоторым отечественным автомобилям санкции и вовсе нипочем: мощные и посконные Lada Niva Legend и Niva Travel тольяттинского завода производятся из родных комплектующих.
«Термин «импортозамещение» я бы в принципе употреблял с осторожностью. Если мы говорим о промышленности и переработке материалов, то сейчас мы наблюдаем работу не в части замещения импорта, а замещения поставщиков – с рынков, которые вводят санкции, на рынки, которые в этих запретах не участвуют. Грубо говоря, мы здесь не садимся и начинаем срочно производить все от болтов до условных корпусов самолетов. Частичного успеха можно ожидать от партнерства с рынками Азии – например, Китай и Индия, в принципе, располагают достаточными возможностями по производству. Это не будет стопроцентным перекрытием, однако я надеюсь, что вскоре можно будет увидеть режим исключительных лицензий.
Такой режим – это механизм, который работает во время санкций, причем работает в обе стороны: например, когда западной компании необходимо что-то купить у засанкционированной страны, она обращается за таким документом для временного сотрудничества. Точно так же это работает и обратно – наши производители обращаются к западным компаниям за той или иной услугой, используя режим исключительных лицензий: это не будет стопроцентное перекрытие, но я надеюсь что мы увидим и другие пути. Победа ли это? Да, потому что всегда хорошо и правильно уметь производить что-то исключительно свое. Рыночная ли это история? Пока нет», – говорит Петр Кирьян.
Коронавирус еще не побежден?
Несмотря на ожидаемо изменившийся курс повестки и в принципе обсуждений насущных событий в народе, эпидемия коронавируса не прекращала свою деятельность на территории Российской Федерации. Количество новых заболевших, к счастью, не растет, но и о резком спаде речи пока быть не может. Министерство здравоохранения по-прежнему отчитывается о десятках тысяч новых случаев заражений – например, сегодня по всей стране заболело почти 34 тысячи человек.
Впрочем, есть среди представителей медицинского сообщества и оптимисты – например, академик РАН и известных доктор наук Геннадий Онищенко считает, что в ближайшее время можно будет говорить о «конце коронавируса». По его словам, специалисты уже изучили болезнь «со всех сторон». Ранее главный профилактолог УрФО, доктор медицинских наук Сергей Токарев и вовсе рассказал, что из-за снижения числа госпитализаций и тяжелых случаев специальные госпитали будут понемногу закрываться.
Ситуация и впрямь не совсем однозначная – буквально на днях власти Москвы объявили об отмене масочного режима. Однако возвращение к здоровому прошлому пока распространилось далеко не по всем регионам – например, та же Нижегородская область, известная своими максимально мягкими антиковидными мерами и в принципе частой отменой жестких ограничений, на данный момент продолжает работать в штатном масочном режиме.
Фото: Федерал Пресс / Ольга Юшкова,Федерал Пресс / Евгений Поторочин, Olga Sokolova / Global Look Press / globallookpress.com
Как жить дальше. Проект «ФедералПресс»