В Тюменской области действует несколько предприятий по производству вездеходной техники. В основном машины отправляют по российским регионам – туда, где особенно трудно с дорогами и непросто с климатом. Спросом тюменские вездеходы пользуются у нефтегазовых компаний и любителей охоты и рыбалки. Как за последние полтора месяца изменился бизнес по производству уникальной техники, «ФедералПресс» рассказали сами руководители предприятий.
Очередь – на полгода вперед
В Тобольском районе уже почти десять лет работает предприятие «Мег Вест». В месяц местные мастера выпускают до пяти единиц техники: в основном, вездеходы, а, когда бывают заказы, то и прицепы к такому транспорту.
Директор Максим Мезенин констатирует, что работать в последнее время стало сложнее: многие запчасти не просто подорожали, а взлетели в цене – в два, а то и три раза, нарушились логистические цепочки по некоторым комплектующим.
«Раньше поставки основных узлов и агрегатов, таких, как двигатели, мы получали через российских дистрибьюторов из Европы. Сейчас это невозможно. Приходится налаживать новые поставки уже через Китай. Недавно начали покупать двигатели из Белоруссии», – рассказывает предприниматель.
Прикидывает: на 30 % вездеходы состоят из импортных составляющих. Всего в перечне комплектующих для изготовления техники порядка трех тысяч наименований.
В среднем себестоимость вездеходов выросла за последний месяц-полтора в два раза. Цены для покупателей при этом придержали, подняв процентов на десять.
«По-доброму надо было больше, конечно. Я не говорю, что мы в ноль сработаем, без рентабельности – нет! – но прибыль сильно упадет. Не до жиру сейчас, лишь бы на плаву остаться и не потерять покупателей. Все-таки мы в надежде, что ситуация стабилизируется», – говорит Максим Мезенин.
Но настрой у предпринимателя боевой. Говорит, что если не станет хуже (в экономическом и геополитическом плане), намерены увеличивать объем производства. Не сразу и не резко, но добавить мощности: имеющийся спрос сильно больше, чем есть ресурсов, – очередь из заказов расписана на полгода вперед. Ждать при этом готовы не все.
Большая часть заказчиков тобольского предприятия – это компании, частных лиц совсем немного.
«Машина поменяла специфику, стала больше промышленной: для частника дороговата, а для предприятий нормально – везет много, и грузоподъемность, и пассажировместимость большие», – рассказывает Максим Мезенин.
Отвечая на вопрос, куда уезжают вездеходы, Мезенин отмахивается: своих бы, российских потребителей, обеспечить. Заказы на технику поступают оттуда, где плохо с дорогами: с тюменского севера, из восточной части страны, Якутии и Чукотки.
С марта производство подорожало
У другого предприятия с местной пропиской – Тюменского завода вездеходной техники - география продаж до недавних пор была шире. Заказы на технику поступали из Арабских Эмиратов, Казахстана, Белоруссии, Европы. Сейчас часть рынка сбыта недоступна.
Из-за роста цен на комплектующие для производства вездеходной техники цены пришлось поднять: в марте популярный среди охотников снегоболотоход подорожал на 300 тысяч – до одного миллиона ста тысяч рублей.
Из-за экономической ситуации здесь были вынуждены отложить производство вездехода новой модификации: такой сейчас обошелся бы в 16 млн рублей. Дорого. При этом от всех планов по развитию тут не отказались. Власти региона поддержали идею расширить производство. В марте тут открылся новый цех. Первую очередь строительства цеха сопровождало Инвестиционное агентство Тюменской области – помогли с документацией на коммуникации и сети. Далее – вторая очередь строительства. Всего правительством выделено более двух гектаров производственных площадей.
Новые рынки сбыта
Протаптывать дорожкуна заграничные рынки в прошлом году начал Сибирский завод вездеходной техники. В Казахстане было открыто представительство, соседям даже поставили две единицы техники. Пока на этом все. В планах выйти на рынок республики с новым вездеходом – «Тундра Турист»: он более скоростной, рассчитан для степей и болотистой местности.
Директор СЗВТ Дмитрий Ильев говорит, что казахи заинтересовались техникой из Тюменской области. Предприниматель рассчитывает на поддержку Инвестиционного агентства для налаживания полноценного экспорта. Признается, что опыта в этом нет совсем.
Но перспектива эта, рассуждает Дмитрий Ильев, зависит и от другой страны – Китая. А именно, от непрерывности поставок оттуда импортных комплектующих для вездеходной техники.
«Если нам сейчас Китай перекроет поставки, то все – нам конец, на следующий день мы закроемся. И, думаю, что все остальные так же. По поставкам мы сильно зависим от Китая. Если они политику не поменяют, работать будем, а если что-то изменится, то… У нас ничего своего нет, нет производств нужных, не из чего будет делать. Пока какими-то обходными путями найдем варианты, как получить запчасти, то это опять же не спасет – цифры будут уже совсем другими», – обрисовывает варианты Ильев.
Отметим, что желание тюменских предпринимателей осваивать новые рынки полностью отвечает цели властей региона и вписывается в рамки нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
«В инвестиционной стратегии Тюменской области развитию и расширению экспорта отводится ключевое место. Основная задача – наращивание объемов несырьевого и неэнергетического экспорта, а также увеличение числа предприятий-экспортеров», – подчеркивал губернатор Александр Моор.
Если говорить конкретно о продаже в зарубежные страны машин, оборудования и транспортных средств, то в прошлом году объем вырученных средств превысил 77 млн долларов США, это 4,8 % от общего объема экспорта. Годом ранее Тюменская область продала их на 54,3 миллиона. Как отразится на этих показателях текущая экономическая ситуация, будет видно позднее: первыми результатами по экспорту в этом году власти обещают поделиться летом.
Фото: пресс-секретарь главы Тобольского района Ольга Коротких / ФедералПресс Ольга Юшкова

Сделано в России