Мост государственного значения вблизи Сургута возведет над Обью «Мостострой-11». Компания выиграла крупный госзаказ в результате торгов на «Госуслугах», у фирмы был всего один конкурент. Контракт с подрядчиком власти заключат уже в мае, после чего начнется подготовка площадки. Почему строительство путепровода является стратегически важным для России и экономически выгодным для югорчан решением, исследовал «ФедералПресс».
Нефтегазовая артерия России
Строительство инфраструктуры на севере задало высокие темпы развития экономики нефтегазоносной Югры. Одним их таких объектов является мост через Обь имени Валентина Солохина, возведенный под Сургутом в 2000 году компанией «Мостострой-11». Одна из самых длинных переправ Сибири была спроектирована в 1990-х годах, рассчитана на грузоподъемность до 80 тонн, с пропускной способностью на 5 тыс. авто в сутки.
С тех пор значительно увеличилось количество грузоперевозок по переправе – интенсивность движения превышает показатели в три раза, до 13 765 машин в сутки, увеличена и весовая нагрузка. А если на ней случается авария – образуется многокилометровая очередь, ведь альтернативного пути нет. При этом Сургутский мост – это единственное связующее звено между крупнейшими в мире районами по добыче углеводородов.
Еще в 2013 году югорские власти подготовили проект второго моста под Сургутом, обосновав вложение инвестиций в строительство. Получить поддержку президента губернатору Югры Наталье Комаровой удалось в конце 2018 года.
Директор департамента экономического развития, заместитель губернатора ХМАО-Югры Роман Генкель убежден, что второй мостовой переход улучшит движение транспортных средств, пропуск тяжелого и крупногабаритного транспорта, который сегодня составляет значительную долю в транспортном потоке. Новый мост обеспечит безопасное дорожное движение сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также улучшит условия предпринимательской деятельности, сокращая время пребывания грузов и пассажиров в пути.
«Строительство второго мостового перехода решит проблему перегруженности автомобильной магистрали при подъезде к городу Сургуту. Обеспечит связность промышленных центров Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, повысит экономическую безопасность зависящих от регулярных автотранспортных грузоперевозок предприятий обоих субъектов. Позволит обеспечить связность с материком столицы Ямало-Ненецкого автономного округа, особенно в период ледохода и ледостава, усилит связность арктического региона с промышленным Уралом центральной России», – перечислил преимущества Роман Генкель.
Кроме того, второй мостовой переход позволит провести полномасштабный ремонт действующего без существенных ограничений транспортных потоков.
Как в Крыму
Югорский мост входит в состав федерального автодорожного коридора «Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард», объект строительства вошел в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. По информации Федерального дорожного агентства, возведение моста включено в проект пятилетнего плана дорожного строительства в Российской Федерации на период 2023–2027 годов.
«Запуск второго мостового перехода в районе города Сургут через реку Обь имеет стратегически важное значение не только для региона и Уральского федерального округа, но и в целом для страны», – подчеркнул Роман Генкель.
По замыслу инициаторов, второй мост через Обь разгрузит «старшего брата», в том числе предоставив круглосуточную возможность переправы тяжеловесам. Создание дорожной инфраструктуры даст гарантию стабильного функционирования нефтегазодобывающего комплекса, а также станет частью глобальных транспортных коридоров Северного широтного хода и Севморпути.
Четырехполосная дорога имеет длину 1,76 км, а вместе с переходами – 45,56 км. С учетом стоимости проекта на стройку планируют потратить 63,2 млрд рублей. 60 % проекта покроет федеральный бюджет, Югра вкладывается в строительство на 40 %.
«В расчете учтены рыночные изменения стоимости строительных материалов. Если цены в этот период будут выше заложенных коэффициентов, то есть решение правительства РФ о возможном изменении проекта», – обозначала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова.
Проектно-изыскательскими работами занималась компания «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», она же проектировала Крымский мост. В 2021 году проектная документация успешно прошла госэкспертизу.
От проекта – к делу
В конце прошлого года на строительство Сургутского моста округу одобрили инфраструктурный кредит на сумму 13,92 млрд рублей. По словам уральского экономиста Константина Селянина, займ позволит Югре не урезать бюджет в других сферах, а планомерно выплачивать льготный кредит под 3 %.
«Логична позиция региональных властей, что это федеральная задача и должна финансироваться, в том числе и преимущественно федеральным центром. Инфраструктурный кредит – хорошая возможность для региона, чтобы решить такие задачи, как мост возле Сургута. Они как раз предоставляются регионам без долговой нагрузки, поэтому Югра более чем подходит, поскольку это один из примерно десятка регионов, где бюджеты достаточно велики», – считает он.
В апреле 2022 года на сайте госзакупок появился лот на строительство переправы через Обь. Заявки принимались до 19 апреля, их подали две организации, пояснил заместитель губернатора ХМАО Азат Ислаев. 22 апреля комиссия определила подрядчика, который снизил цену на 1,5 млрд рублей – победу одержал «Мостострой-11». В итоге стоимость моста составила 60,9 млрд рублей. Уже в этом году строители получат аванс в размере 10 % от общей стоимости, подтвердили «ФедералПресс» в Управлении автомобильных дорог Югры. Контракт подпишут в мае, тогда же приступят к возведению моста.
«После подписания государственного контракта подрядчик приступает к выполнению подготовительных работ, включающих разбивку оси трассы, валку леса и снятие растительного слоя, согласно утвержденному подрядчиком графику производства работ, согласованного с КУ «Управление автомобильных дорог», – пояснил директор ведомства Сергей Аксенов.
Согласно проекту, подрядчик несет гарантийные обязательства на восемь лет на отдельные элементы мостового перехода. По конструкции путепровод будет балочным, с двумя развязками, четырьмя площадками для отдыха и АЗС. Переправа рассчитана на интенсивность до 12 490 автомобилей в сутки. Югорский мост построят за 42 месяца – этот срок стоит в проекте. Ввод в эксплуатацию запланирован на февраль 2026 года.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова