Парламент Финляндии проголосовал за вступление в НАТО. Также в Североатлантический альянс планируют вступать и Швеция. Кремль выразил обеспокоенность решением двух стран. Кроме того, ранее периодически появлялись в СМИ сообщения от разных политических сил Суоми о возвращении Выборга и Карельского перешейка. «ФедералПресс» узнал мнения экспертов о том, чем грозит России членство в НАТО Финляндии.
А были ли «Искандеры»?
На следующий день после объявления о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО в телеграм-каналах распространилось видео, автор которого сообщает, что семь «Искандеров» двигались в сторону российско-финляндской границы. Однако в Западном военном округе опровергли выдвижение военной техники к границе с Финляндией и сообщили, что ракетные комплексы типа «Искандер» отсутствуют на дислокации под Выборгом.
Несмотря на то, что ранее безобидный сосед, с которым у россиян были торговые и культурные связи, занял враждебную позицию, жители приграничного города Выборга спокойны и посылают по известному адресу непрошенных гостей. «Непонятно на фоне происходящего в Выборге куча машин с финскими номерами. Вопрос, какого х**на вы тут делаете? Валите в свою Европу и друзьям НАТОвцам», – пишет пользователь соцсети. Другой предлагает закрыть границу для всех. «Да все боятся, что Россия нападет на них. Сдались они нам», – пишет третий.
Может ли Финляндия угрожать России
Выборг основали шведы в 1293 году. За свою историю город переходил из рук в руки разных народов. При Петре I в 1721 году Выборг вошел в состав Российской империи. В конце 1917 года, после провозглашения независимости Финляндии, началась гражданская война, и Выборг перешел во владения финнов. В 1939 году мирное время Выборга нарушила советско-финляндская война, по итогам которой город вошел в состав СССР.
По мнению экспертов, опрошенных «ФедералПресс», нынешняя Финляндия не представляет угрозы для территорий России. «Финны не могут взять себе Выборг, это мы можем обратно забрать себе всю Финляндию. И дело не в их слабости, а в нашей силе», – заметил политолог Марат Баширов.
Однако, несмотря на то что сейчас Финляндия остается безобидной страной, сдвиги в восприятии этой страны могут начать происходить, считает доктор исторических наук, проректор Европейского университета в Петербурге Никита Ломагин. По его словам, изменятся отношения России и Финляндии, которые были основаны на дружбе и добрососедстве и демонстрировали то, что можно быть членом западного сообщества и при этом придерживаться в военном отношении нейтралитета.
«Даже такой термин условный «финляндизация», показывающий перспективы выстраивания системы безопасности после распада Советского Союза. Если бы страны, которые стремились в НАТО, включая Грузию и Украину, пошли бы по пути Финляндии, наверное, такого кризиса, который мы наблюдаем сейчас, и не произошло бы», – отметил Ломагин.
Как сложатся отношения у России с Финляндией
Финляндия и Швеция традиционно раньше выступали в качестве посредников при разрешении разных конфликтов. Теперь Россия этого лишилась, заметил Ломагин. Также историк напомнил, что, согласно статье 5 Вашингтонского договора о коллективной безопасности, у Финляндии с вступлением в НАТО появятся обязательства защищать другие страны Североатлантического альянса, которые ведут себя порой агрессивно. По его мнению, в этом смысле ничего хорошего в членстве Финляндии и Швеции в НАТО нет.
«Если говорить о военной составляющей, то это будет определяться тем, какая инфраструктура НАТО будет размещена на территории этих государств. Хочется надеяться, что финны – народ осмотрительный», – отметил Ломагин.
По словам кандидата исторических наук, председателя Псковского регионального отделения Российской ассоциации политической науки Максима Васильева, Финляндия в ближайшей перспективе не станет предъявлять России требований. Он предположил, что страна ставит задачу сначала усилить свое влияние через вступление в НАТО: если вступит, тогда изменит свою риторику, а если нет, то в процессе обсуждения своего вступления, параллельно начнет торг с Россией, пытаясь на дипломатическом уровне добиться себе уступок и преференций. При этом Васильев отметил, что речь может пойти о выгодных экономических контрактах на поставку российских ресурсов, а не о территориях.
Фото: Tatyana Gritsenko / Global Look Press / globallookpress.com