Три месяца назад мир, хотим мы этого или нет, стал другим: изменились риторика, символы, дискурс – причем не только в России, но и на Западе. Однако острее всего ситуация задела именно нашу страну: народу, столь нуждающемуся в чувстве сплочения, понадобилось встать еще кучнее. Чтобы граждане не разбегались во все стороны, государство обновило национальную идею – если быть точнее, просто добавило пару новых ярких символов. Известная латиница заполонила стены домов, одежду и задние стекла машин, однако довольно быстро потеряла свою свежесть и актуальность. Теперь власти нуждаются в новых идеях. ФедералПресс обсудил с экспертами, каким может быть новый символизм и нужен ли они вообще.
«То, что появятся новые символы, я не сомневаюсь», – уверен политолог Михаил Рыхтик.
Многие специалисты уверены: пропаганда будет продвигать если не новую символику, то для начала – хотя бы идею.
«С точки зрения пропаганды, конечно, будут продвигаться попытки создания новой идеи и символики. Я думаю, что происходить это будет на основе двух вещей: в первую очередь, на основе советского опыта (здесь мы говорим, например, о возрождении той же пионерии), а во вторую – будет восстанавливаться память о Российской империи, той, что была до 1917 года. Будет и идея триединства русского народа, это будет сильно набирать обороты. Сейчас, например, это возвращается в школы, где ученики каждое утро начинают с гимна», – делится политолог Олег Борисенко.
Советская символика, в принципе не теряющая популярность среди россиян, может теперь только усилиться, подтверждают эксперты. Она вполне может появиться в образных, метафорических конструктах.
«Это процесс обретения новой идентичности, за которой возникает и новая символизация. Будет ли это спонтанное, но точное решение, как, например, «Бабушка со знаменем Победы», или решение найдется после тщательной и профессиональной проработки с обращением к методам социально-психологического анализа, не имеет особого значения. Важно понимать, что существует запрос коллективного бессознательного», – считает Евгений Семенов.
Не менее любима российским народом и идея империализма. Казалось бы, она встает в прямое противоречие с абсолютно всем советским дискурсом, однако в головах наших граждан два этих мира давно и крепко уживаются друг с другом.
«Если говорить о противоречии между идеей советского мира и мира империи, то тут мы можем видеть много схожих моментов. Разнятся разве что атрибутики, а в принципе вполне возможен симбиоз этих символик. Разумеется, появятся и относительно новые символы (например, пионеры будут ходить не с красным флагом, а с синим, или белым)»,– размышляет Олег Борисенко.
Впрочем, отмечает Борисенко, полностью советский опыт в российские реалии интегрировать не получится – поколение молодых людей, заставших юность в 90-е годы, не смогут его принять окончательно.
Несмотря на то, что точную символику, как и ее направленность, предугадать пока сложно, важно, чтобы государственная пропаганда работала с символикой лаконично, отмечают эксперты.
«Я не могу предсказать будущее появляющихся сегодня символов. То, что они появляются, это хорошо. У нас есть возможность наблюдать и отслеживать, как общество принимает или не принимает их. Здесь важно чиновникам на местах не переборщить с продвижением или запретом того или иного символа», – считает политолог Михаил Рыхтик.
Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press / globallookpress.com