Очень насыщенный день выдался в пятницу на Петербургском международном экономическом форуме. На фоне выступления президента Владимира Путина и последовавшей дискуссии вполне могли остаться в тени весьма любопытные заявления чиновников и бизнесменов. Так, китайцы готовы поставить в Россию запчасти к иностранным самолетам, Сбербанк готовит альтернативу SWIFT, а экономике РФ грозит «голландская болезнь». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Экспорт как яд для экономики и «Труба на Восток»
Главным и, без преувеличения, самым ярким событием пятницы на Петербургском международном экономическом форуме стало выступление Владимира Путина, перешедшее в неожиданно откровенную дискуссию. Но были и другие по-настоящему интересные моменты, и одним из них стал деловой завтрак Сбербанка, который по традиции открывает центральный день ПМЭФ.
Завтрак «Сбера» всегда отличали отсутствие официоза и потому более свободные выступления и высказывания участников. Собственно, это мероприятие часто становилось самым интересным событием дня на ПМЭФ. Герман Греф в роли распорядителя никогда не был здесь статистом, но на сей раз глава «Сбера» превзошел себя, став настоящим хедлайнером. Во-первых, Греф назвал уникальной и парадоксальной ситуацию с валютой.
«Укрепление рубля повлияло на инфляцию, и то, что мы видим сейчас – снижение ставок и возобновление кредитования экономики, – важнейший фактор придания ей устойчивости. И конечно, огромный профицит торгового баланса, резкое снижение спроса на валюту, резкое снижение импортных потоков привели к переукреплению [рубля]. Такой ситуации я не помню, когда валюта, собственно говоря, в России никому не нужна, банки вводят отрицательные комиссии, спроса на валютные активы нет», – отметил глава «Сбера». Он добавил, что Сбербанк тоже готов рассмотреть вопрос о введении отрицательных ставок по валютным счетам в 2023 году.
Во-вторых, Греф сообщил, что в России реализуется экономический сценарий «Труба на Восток». Причем под словом «труба» подразумеваются «все традиционные российские экспортные товары». Глава «Сбера» сказал, что 73 % нефти Россия в марте – мае перенаправила в страны, которые еще не ввели санкции. «Есть проблемы, связанные с логистикой, дисконтами и так далее, в такие сроки такие потоки перенаправить не очень реально, но тем не менее мы видим, что это происходит», – сказал глава Сбера.
В-третьих, Герман Оскарович отметил, что под ударом оказалась большая часть экономики РФ. Страны, которые ввели санкции против России, обеспечивали 56 % экспорта и 51 % импорта, под угрозой 15 % ВВП РФ. Он отметил, что российская экономика проявила необыкновенную гибкость, но если не принять мер, ей придется трудно. «Если ничего не делать, то возврат российской экономики на уровень 2021 года может занять примерно 10 лет», – сообщил глава «Сбера».
В-четвертых, Греф заявил, что экспорт, который считался «главным и важнейшим» показателем, становится «ядом для экономики», и наоборот: «Импорт… становится главным лекарством от болезни в виде укрепления рубля и… уничтожения национального производства – все перевернулось».
Сбербанк создает альтернативу SWIFT
Коллаборация бизнеса и правительства, по словам Грефа, должна стать ключевым фактором для российской экономики, как и оперативное реагирование. «Сегодня в руках правительства не так много механизмов, потому что резервы заблокированы. Нет возможности хоть как-то влиять на курсообразование, и правительство оказалось в руках бизнеса», – заявил глава «Сбера».
Он полагает, что от успешности попыток бизнеса наладить внешнюю торговлю будет зависеть новый макроэкономический баланс – тот индикатор, который бизнес ждет от правительства, но оно дать его не может. При этом Греф позитивно оценивает сегодняшнюю динамику принятия решений правительством. «Поэтому у нас есть все предпосылки к тому, чтобы решить проблемы», – сказал он.
Уже по окончании утреннего мероприятия, в интервью телеканалу «Россия 24», Герман Греф рассказал, что Сбербанк начал создавать альтернативу SWIFT – международную систему расчетов. «Что касается международных платежей, то мы сейчас в процессе строительства новой платежной инфраструктуры, альтернативы SWIFT. Я думаю, что мы в течение ближайшего года создадим достаточно эффективную систему, которая полностью компенсирует платежную систему SWIFT», – сообщил глава «Сбера», предварительно напомнив, что для расчетов внутри России существуют система передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России и внутренняя система Sberbank FinLine.
Герман Греф солировал на завтраке «Сбера», но и другие его участники отметились интересными высказываниями. Например, владелец «Северстали» Алексей Мордашов заявил, что бизнесу нужна открытая рыночная экономика, поэтому нужно убирать барьеры и валютные ограничения. А валюту любыми способами выталкивать за рубеж, чтобы бороться с чрезмерным укреплением рубля.
«Мы и в хороших условиях не могли экономику выстроить, а сейчас действуем в таких критических тяжелых полувоенных. Но, может быть, нам, россиянам, нужна война, чтобы заставить себя действовать», – задался вопросом лидер российского рейтинга Forbes.
Мордашов сообщил, что в России резко, на 25–30 %, упал объем производства стали, а падение производства в лесном бизнесе достигло 80 %. Также владелец «Северстали» заметил, что всегда поддерживал консервативную, осторожную денежно-кредитную политику, но пришло время отказываться от догм.
Россия увеличила поставки СПГ в Европу
Пик трудностей для нефтегазовой отрасли пришелся на март, сейчас он пройден и компании адаптировались, заявил вице-премьер Александр Новак на профильной сессии ПМЭФ. В целом Россия уже в ближайшее время выйдет на уровень добычи нефти 10,2 млн баррелей в сутки. Переработка нефти, по словам Новака, в текущем году может составить 250–260 млн тонн (при оптимальной загрузке 280 млн тонн). Согласно озвученным оценкам, такой объем переработки сохранится или снизится «в будущем» до 240 или 200 млн тонн.
Долгосрочные планы по производству сжиженного природного газа сохраняются, и Россия уже увеличила поставки СПГ в Европу, а к 2035 году сможет производить от 100 до 140 млн тонн сжиженного газа, сказал Новак. При этом цены на газ в ЕС будут оставаться высокими в течение еще нескольких лет. Вице-премьер отметил, что у Европы могут возникнуть серьезные проблемы с прохождением осенне-зимнего периода: на данный момент Старому Свету необходимо закачать до прихода холодов еще 40–45 млрд кубометров газа.
При этом Антон Силуанов чуть ранее сказал, что экономике России снова угрожает «голландская болезнь». Министр финансов считает, что к этому есть все предпосылки – такие как увеличение экспорта сырья и слишком крепкая национальная валюта. Лечить «голландскую болезнь» следует бюджетным правилом, считает глава Минфина. Также Силуанов рассказал, что общий объем расходов федерального бюджета в 2022 году из-за поддержки импортеров (в том числе льгот по налогам) вырастет на 3 трлн рублей и составит около 26 трлн рублей.
Самолеты могут разобрать
Весьма любопытные заявления прозвучали в отношении авиапарка России, испытывающего трудности из-за нехватки запчастей и фирменного техобслуживания. Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что часть иностранных самолетов авиакомпании могут разобрать на комплектующие, которые будут использованы для продолжения полетов других лайнеров. «По всей видимости, может быть, даже пойдем на то, что по мере деградации парка будут сниматься запчасти, и это надо предусмотреть, но расчеты Минтранса показывают, что мы вполне пять лет проживем на эксплуатации этого парка», – процитировали чиновника «Известия».
В то же время посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй сообщил, что Китай готов поставлять комплектующие российским авиакомпаниям. «Мы готовы поставлять в РФ запчасти, мы организуем такое сотрудничество. Сейчас они (авиакомпании) работают, у них есть определенные каналы, никаких ограничений со стороны Китая нет», – сказал посол.
Юрий Борисов заявил, что выпуск «облегченных» авто, о которых «ФедералПресс» рассказал на днях, необходим для того, чтобы не допустить консервации автозаводов, сохранив рабочие места. «Было принято непопулярное, но временное решение перейти на модели с упрощенной спецификацией, отказавшись от привычных сервисов. Просто для того, чтобы сохранить объемы производства, сохранить рабочие руки на предприятии. Переживем, не война в этом плане: поездят и без подушки безопасности какое-то время, потом поменяют и поставят», – сказал Борисов.
Тем временем глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что его министерство обсуждает с иностранными автоконцернами, решившими прекратить производство в России, их выход из активов по схеме «Рено». «Все вменяемые люди, поэтому никто не заинтересован просто хлопнуть дверью. В каждом конкретном случае кто-то принимает решение в части, например, передачи одному из своих дилеров, кто-то примерно так же поступит, как «Рено», – полагает Мантуров.
Ранее «ФедералПресс» рассказал о новых принципах развития России, которые назвал на полях ПМЭФ российский лидер Владимир Путин.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
ПМЭФ-2022