Министр транспорта РФ накануне заявил, что «Аэрофлот» рассматривает Ту-214 как одну из базовых моделей в своем парке. Однако эксперты полагают, что этот самолет «уходящего поколения» может использоваться только в одной нише авиаперевозок, а на самых популярных маршрутах не будет востребован. Подробности – в материале ФедералПресс.
Ту-214 – базовая модель или нишевое решение?
Накануне министр транспорта РФ сделал заявление, которое растиражировали СМИ, но многие при этом сместили акцент. «Ту-214 – одна из моделей, которую также рассматривают авиакомпании, в частности, «Аэрофлот», как одну из базовых моделей, на которую он будет потихоньку в процессе переходить», – сказал Виталий Савельев. Ряд изданий подал эту новость так, словно Ту-214 должен стать основным, базовым самолетом в парке «Аэрофлота». Но эксперты сомневаются и в том, что этот самолет нужен даже в качестве «одного из базовых», считая его чисто нишевым решением.
Как сказал «ФедералПресс» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, Ту-214 – самолет прошлого столетия, и его должны сменить новые машины. К тому же производство Ту-214 носит весьма ограниченный характер. «Ту-214 выпускается [в количестве] максимум три самолета в год, и я думаю, что вряд ли сильно больше смогут выпускать – есть технологические ограничения», – считает он.
По словам Гусарова, основным самолетом в паре российских компаний должен стать МС-21. «Через два года начнется серийное производство МС-21, и далее в течение нескольких лет оно должно быть развернуто до 70–75 самолетов ежегодно. Может, также начнет выпускаться через два года «импортозамещенная» версия «Суперджет-100», при этом предприятие способно выпускать порядка 40–45 самолетов в год», – сказал Гусаров, добавив, что вопрос лишь в том, какой будет спрос на «Суперджет», ведь в предыдущие годы авиакомпании покупали лишь около 20 таких самолетов в год.
За Ту-214 остается Дальний Восток. Но МС-21 может вытеснить его и здесь
Но и окончательно списывать со счетов Ту-214 рановато. За этим самолетом остается определенная ниша, если провести его апгрейд, отмечает исполнительный директор Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Ту-214 в одноклассной компоновке (то есть полностью, с экономическим классом), способен перевозить до 210 пассажиров фактически на трансконтинентальную дальность. Самолеты этого типа в парке авиакомпании «Хабаровские авиалинии» в свое время осуществляли регулярные беспосадочные полеты между Москвой и Хабаровском. С учетом обновленных материалов он мог бы обеспечивать полеты и по более протяженным маршрутам, но, повторю, для этого потребуются доработки базовой конструкции», – заметил эксперт.
Таким образом, обновленный Ту-214 подошел бы для того, чтобы связать крупнейшие города в европейской части страны с пунктами назначения на Дальнем Востоке, или для международных маршрутов, конкретизирует Пантелеев. Например, самолеты такой размерности были бы востребованы при полетах из Москвы в Улан-Удэ, Читу, Благовещенск и ряд других городов на востоке России. «На этих линиях самолет был бы оптимален с точки зрения его дальности полета и возможности по перевозке пассажиров и грузов. Но на наиболее востребованных линиях (Москва – Санкт-Петербург, Москва – Сочи, Москва – Симферополь и других) более эффективным будет самолет МС-21», – считает Пантелеев.
Впрочем, тот же МС-21 в перспективе сможет конкурировать с Ту-214 и на дальних маршрутах: речь идет о версии МС-21-400, создание которой рассматривалась ранее. Но пока существует лишь вариант лайнера с наименьшей дальностью полета – условно от Москвы до Иркутска. «Хочется, чтобы помимо существующей в качестве базовой версии, рассчитанной на перевозку от 163 до 211 пассажиров, появились другие модификации, которые будут иметь большую кресельную емкость, оптимально до 244–248 кресел, при увеличенной дальности полета. Наличие таких самолетов позволит осуществлять прямые беспосадочные перелеты по любому направлению внутри страны», – отмечает Пантелеев.
По его мнению, Ту-214, как и Ил-96, – это машины «уходящего поколения», и производить их за пределами 2030 года не стоит. Сейчас этот самолет будет хорош для решения «тактических сиюминутных задач», но связывать с ним долгосрочные планы нецелесообразно.
Такого же мнения придерживается и Роман Гусаров, который не видит Ту-214 в качестве базового самолета в парке авиакомпаний РФ. «Если мы говорим о магистральном флоте, то к 2030 году парк «Аэрофлота», или вообще российских компаний, как минимум пополнится сотней «Суперджетов», двумя сотнями МС-21 и [только] около 30 единиц Ту-214», – прогнозирует Гусаров.
Фото: udprf.ru / Global Look Press / globallookpress.com