Литва с 18 июня прекратила пропускать транзит с железом, чугуном, сталью, алкоголем, лесом, стеклотарой, икрой, цветными металлами, удобрениями, цементом. Эти позиции попали под санкции Евросоюза. Запрещенные для перевозки товары через страны ЕС составляют порядка 30 % от общего объема перевозимого груза. В ответ власти решили привозить в эксклав продукцию на паромах. Как изменится жизнь в регионе после очередных ограничений – в материале «ФедералПресс».
Насколько вырастут цены на товары и продукты в Калининградской области
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты отметили, что цены в самом западном регионе России догоняют столичные. Так, по словам члена общественной палаты Калининградской области Соломона Гинзбурга, стоимость некоторых продуктов в эксклаве даже выше, чем в Москве, в то время как средняя зарплата в регионе в 2,3 раза ниже столичной.
О том, что цены догоняют московские, говорит и эксперт по проблемам регионального развития Александр Пятикоп. Он предположил, что стоимость товаров и продуктов продолжит расти и увеличится на 15–20 %. По его словам, такая тенденция сохранялась и до специальной операции, так как ежегодно Белорусские и Литовские железные дороги поднимают тарифы для провоза, паромное сообщение также будет дорогим. «Отсюда и бизнес вести в регионе трудно, отсюда и социальное напряжение, отсюда и рост безработицы», – сказал эксперт.
Соломон Гинзбург также согласился, что перевозки паромами значительно увеличат ценник. «Я думаю, гвозди будут золотыми, потому что если подсчитать стоимость топлива, логистику, охрану и так далее, то стоимость увеличится в разы», – сказал он.
Между тем власти региона рассчитывают на помощь федерального центра в субсидировании тарифов на перевозку морем до того размера, чтобы он соответствовал железнодорожному тарифу. Это поможет сдержать цены. «Мы сейчас с коллегами из федерального правительства этот вопрос обсуждаем. Уверен, нас поддержат», – сообщил в разговоре с «ФедералПресс» пресс-секретарь правительства Калининградской области Дмитрий Лысков.
Опустеют ли полки в магазинах Калининградской области
Сейчас в регионе нет дефицита продуктов, отметил Гинзбург. Также, по его словам, увеличилась продукция из Белоруссии, однако уменьшилось количество привезенных товаров из стран ЕС и они стали дороже.
Глава местного «Крестьянского фермерского хозяйства «Калина» Денис Чечулин в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что регион обеспечен мясом, яйцом, мукой и овощами. Кроме того, скоро на прилавки поступит продукция уже нового урожая овощей. «4 июля мы уже начинаем ранний картофель выкапывать. Далее пойдут огурцы, помидоры. Морковь начинаем в конце июля начале августа копать. Ее, как и картофеля, хватит на всех», – заверил фермер.
При этом строительный бизнес пока чувствует себя не так уверенно. «Прогнозы делать рано. На рынке может возникнуть небольшой дефицит материалов и, возможно, незначительно повысятся цены на них в регионе, но по опыту регуляторы со стороны органов власти работают, как и меры поддержки строительной отрасли», – рассказала «ФедералПресс» специалист отдела развития девелоперской Группы компаний «Расцвет» Ольга Сковородникова.
Пресс-секретарь правительства Калининградской области Дмитрий Лысков в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что регион будет всем обеспечен. «Мы дефицита ничего не ожидаем, продуктов в частности, по двум причинам: продуктов питания, за редким исключением, нет в санкционном списке, и они спокойно перемещаются по территории Литовской Республики транзитом в Калининград и обратно. Вторая причина: Калининградская область на 100 % находится на самообеспечении», – напомнил он.
Также, по его словам, молочная продукция из Калининграда даже поставляется в Москву и Петербург, имеет свое большое мясное стадо «Мираторг», а годовой запас свинины обеспечивает «Правдинское свинопроизводство».
Кроме того, он обратил внимание, что санкционный список – это порядка 600 наименований, которые представлены таможенными кодами классификатора. «Даже цемент не весь попал в этот список, там отдельные виды цемента. Это достаточно сложно-настраиваемая таможенная история», – обратил внимание Лысков.
Как «запрещенка» будет попадать в Калининград
Сковородникова напомнила, что на сегодняшний день основной грузопоток с территории Евросоюза, в частности транзит через Польшу на территорию области, давно ограничен – речь идет не о закрытии пограничных переходов для ввоза, а о расширении списка групп товаров, которые вывозить ввиду санкций запрещено. Представитель организации также отметила, что пока ведутся переговоры со странами ЕС товары в эксклав приедут на пароме.
Между тем Александр Пятикоп предположил, что количество единиц морского транспорта не хватит для перевозки необходимого товара для региона. По его словам, нужно 20 судов, а работает три. Один паром может перевезти порядка 70 вагонов. Кроме того, сам рейс идет четверо суток. Также движение паромов затормозят сильные ветра на Балтике – 3,5 балла шторм остановит перевозку.
Кроме того, как пишет издание «Логистика в России», все три железнодорожных парома, работающих на линии Усть-Луга – Балтийск – «Амбал», «Балтийск», «Маршал Рокоссовский» – на данный момент загружены на 100 %.
Пресс-секретарь регионального правительства отметил, что для перевозки огромного количества грузов не требуется паром. «Уголь и цемент прекрасно ездят в сухогрузе, нефть перевозят в танкере. Это другие типы судов», – объяснил он. Также он напомнил, что огромное количество морского транспорта на Балтике высвободилось из-за того, что им запретили прибывать в Европейские порты. Кроме того, на днях выйдет на линию сухогруз «Холмогория», который будет возить грузы из порта Бронка в Петербурге в Калининградский морской торговый порт. Еще один – генерал «Черняховский»– встанет на линию в сентябре-ноябре.
Что делать
Кардинально решать проблемы, а именно ввести чрезвычайную ситуацию, советует Александр Пятикоп. «Она действительно чрезвычайная. Если будет введен режим ЧС, то сразу напряжется и Морфлот, Министерство экономики, торговли, внешних экономических связей и другие. Ситуация будет ухудшаться, если этого не будет», – уверен он. Кроме того, эксперт полагает, что следует изменить систему управления Калининградской областью, а именно, у главы региона должен быть статус премьера, чтобы было можно оперативно решать вопросы по всем направлениям, не путаясь в кабинетах столичных министерств.
Член общественной палаты региона считает, что должна быть выработана внятная стратегия. «Надо читать документы и понимать, что нас ждет», – уверен Гинзбург.
В правительстве региона видят два варианта развития ситуации. «Либо наши соседи и ЕС вспоминают, что на карте существует Калининградская область, меняют свой санкционный документ, учитывая в нем калининградский транзит, воспринимают его как внутринациональный транзит. Либо мы придем к взаимному обмену санкционными ограничениями. А нашей стране есть, чем ответить», – подчеркнул «ФедералПресс» Лысков.
Он отметил, что изначально все санкционные меры декларировались как меры по снижению получения прибыли РФ и напомнил, что доставка грузов в Калининград не является заработком в России. «Это наша внутренняя гуманитарная торговая деятельность», – заключил он.
Фото: freepik.com