Участники саммита НАТО в Мадриде назвали Россию «наиболее значительной и непосредственной» угрозой организации. В связи с этим будет увеличена численность сил реагирования к следующему году с 40 до 300 тысяч человек. Почему альянс идет ва-банк и затевает открытую конфронтацию с РФ? Политологи в беседе с «ФедералПресс» раскрыли смыслы новой стратегии Организации Североатлантического договора.
Силы быстрого реагирования НАТО увеличат до 300 тысяч
Сразу несколько ожидаемых событий произошло в среду на мадридском саммите НАТО. Альянс официально пригласил в свои ряды Швецию и Финляндию, согласовал новую стратегическую концепцию своего развития, а также призвал РФ прекратить спецоперацию на Украине и обвинил Китай в попытках подорвать существующий международный порядок. Генсек альянса Йенс Столтенберг объявил об увеличении численности сил реагирования альянса к следующему году с 40 до 300 тысяч, а для Украины члены альянса утвердили новый пакет помощи, включающий поставки нелетального оборудования.
В одном из пунктов итогового заявления РФ была названа «наиболее серьезной и прямой угрозой безопасности членов НАТО и миру и стабильности в евроатлантическом регионе». Затем последовал тезис об опасности терроризма «во всех его формах и проявлениях». Под конец две сущности авторы объединили в одну: «Члены НАТО будут продолжать противодействовать российским угрозам и реагировать на ее враждебные действия и бороться с терроризмом, в соответствии с международным правом», – сказано в заявлении.
«Когда НАТО в 90-е годы пыталась объявить Россию союзником и, следовательно, найти новые военные цели, выяснилось, что найти-то нечего. Ведь чтобы изменить цели, надо изменить структуру вооруженных сил – с помощью стратегического ядерного оружия с терроризмом не борются. И они решили эту проблему классическим способом: будем бороться с Россией! Они вернулись к любимой игре, у них пристрелянные площади, все рассчитано – они этим уже более полувека занимаются», – говорит политолог Дмитрий Журавлев.
С ним согласен его коллега Александр Асафов: «Это просто усиление старой риторики, когда Россию называли реваншистской державой, когда говорили, что нужно ее сдерживать. Не думаю, что это значит нечто для России, просто альянсу нужны причины для существования, для усиления интересов США, в том числе коммерческих, которые по ряду вооружений, за счет этого находятся на первых местах», – говорит эксперт.
Украина как близкий партнер и Китай как системный конкурент
Ситуации на Украине в заявлении посвящен отдельный пункт, второй по объему из всех. Осудив российскую спецоперацию, авторы заявили, что она «глубоко подрывает международную безопасность и стабильность» и назвали ее «вопиющим нарушением международного права». По их словам, Россия несет полную ответственность за «гуманитарную катастрофу» и должна обеспечить «безопасный, беспрепятственный и непрерывный гуманитарный доступ». Страны-члены НАТО при этом работают с соответствующими заинтересованными сторонами в международном сообществе, чтобы привлечь к ответственности виновных во всех военных преступлениях, включая сексуальное насилие в условиях конфликта.
Другое обвинение в адрес России оказалось несколько неожиданным. Как выяснилось, РФ «намеренно усугубляет продовольственный и энергетический кризис, затрагивающий миллиарды людей во всем мире, в том числе своими военными действиями». Члены же НАТО тем временем тесно сотрудничают в поддержке «международных усилий по обеспечению экспорта украинского зерна и снижения остроты глобального продовольственного кризиса».
Закончился тезис опять ожидаемо: Россия должна немедленно остановить боевые действия и уйти из Украины, а Беларусь должна прекратить «свое соучастие».
В остальном итоговый документ саммита в Мадриде не слишком отличался от предыдущих, в нем были задействованы апробированные временем тезисы «НАТО – оборонительный союз», «Мы едины в нашей приверженности демократии» и так далее. Но три момента все же стоит выделить. Во-первых, Украина названа «близким партнером» НАТО, которому альянс в более долгосрочной перспективе окажет содействие и поддержит усилия на пути послевоенного восстановления и реформ.
Во-вторых, пункт 9 устанавливает «новые базовые требования для нашего потенциала сдерживания и обороны». Как говорится в документе, страны-члены НАТО обязались развернуть на восточном фланге дополнительные мощные боеготовые силы, «наращиваемые за счет существующих боевых групп до подразделений уровня бригады».
Наконец, досталось и Китаю. «Мы имеем дело с системной конкуренцией со стороны субъектов, включая Китайскую Народную Республику, которые бросают вызов нашим интересам, безопасности и ценностям и стремятся подорвать основанный на правилах международный порядок», – заявили участники саммита в Мадриде. «Правда, никто не может объяснить, кто эти правила написал. Почему правила, написанные в Брюсселе и Вашингтоне, должны быть правилами для всех?» – удивляется Дмитрий Журавлев. По его словам, НАТО – это американская структура, «что бы они там из себя ни изображали».
«Для Америки главный вопрос – это вопрос о том, кто будет лидером мира ближайшие 30 лет. И в этом смысле нас они не боятся, они боятся китайцев. Потеряв лидерство, США теряют все, потому что никакими товарами они не торгуют, они торгуют долларом», – заключает Журавлев.
Что на саммите НАТО будет принята новая антироссийская и антикитайская программа, было достаточно очевидно, подтверждает Александр Асафов. «Конечно, всегда во главе подобных процессов идут причины экономические, финансовые, коммерческие. И здесь пересекаются интересы по сохранению первенства на рынке вооружений, и по выдавливанию российских углеводородов с рынка (этот процесс идет достаточно давно) – эти цели и задачи не менялись, они просто приобретали новые причины, поводы и обстоятельства», – подытоживает он.
Фото: Paul Chiasson / Keystone Press Agency / globallookpress.com