Владимир Путин в последнее время активно общается со своими коллегами из других государств. Не так давно закончились БРИКС и БРИКС+, потом президент РФ принял участие во встрече лидеров пятерки стран Каспийского региона. А уже 30 июня встретился в Москве с президентом Индонезии, председательствующим в G20. О чем говорит эта череда событий? «ФедералПресс» побеседовал с политологами.
30 июля на юбилее Службы внешней разведки Путин произнес важную речь. В ней он приравнял многополярность к свободе. «Свобода стран и народов, их естественное право на свой путь развития, на сохранение своей самобытности и уникальности. В такой модели мироустройства не может быть места диктату, навязанным кем-то шаблонам, идеям исключительности отдельных стран или каких-то даже блоков», – заявил Путин.
В последнее время у президента России плотный рабочий график. В него входят и зарубежные поездки, и дипломатические встречи. К примеру, 23 июня Путин выступил на БРИКС. К слову, в организацию входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, а недавно заявку на членство подали Иран и Аргентина. Западу практически нечего противопоставить при такой конфигурации сил. Все очень просто. Возьмем тот же западный саммит G7. Страны «Большой семерки» ориентированы исключительно на западную политику и не имеют права говорить от лица всего мира. В совокупности в этих странах проживает 771 миллион человек. В то же время в странах БРИКС проживает более трех миллиардов человек.
Авторитет БРИКС год от года только растет, в то время как Запад падает в пучину собой экономического кризиса. Президент России назвал этот процесс объективным и неизбежным.
«Только на основе честной и взаимовыгодной кооперации можно искать выходы из той кризисной ситуации, которая сложилась в мировой экономике из-за непродуманных, эгоистичных действий отдельных государств, которые, используя финансовые механизмы, по сути, перекладывают на весь мир свои собственные ошибки в макроэкономической политике», – заявил Путин на саммите БРИКС.
Трибуной для выступления российского президента стал и саммит Каспийских государств – стратегически важных партнеров, прислушивающихся к РФ. Россия формирует новые правила миропорядка, который станет справедливым и безопасным для всех участников международных отношений, гарантирует президент. По словам Путина, однополярный мир – это обновленное издание неоколониализма, который лишает свободы все страны, кроме Запада.
«Эти два саммита – БРИКС+ и Каспийский саммит – показывают, что изолировать Россию невозможно. Россия занимает значимое положение в миропорядке, и Россия не зависит от того, что какая-то там часть мира решила Россию наказывать, подчиняясь воле своего хозяина в Вашингтоне и транснациональным корпорациям. Безусловно, трудности есть, но то, что прошли эти два саммита – лучшее доказательство того, что попытки изолировать Россию закончились полным и абсолютным провалом», – считает политолог Павел Данилин.
По его словам, на Западе все больше и больше понимают свой провал. «На днях в американских и немецких СМИ вышло несколько статей с таким подтекстом: «Мы думали, что изолировали Россию от всего мира, а мы изолировали Россию только от себя, и сами же от этого страдаем». Это показывает, что и на Западе идет переоценка их глупых и нелепых действий», – размышляет эксперт.
Вся концепция «полюсов» мира подлежит большому пересмотру, отмечает политолог Сергей Марков. «Китай не хочет быть полюсом, да и другие страны не хотят его признавать его таковым. Россия не может быть полюсом, и другие не хотят признавать ее им. Речь идет скорее о бесполярном мире, мире, в котором страны сами формируют свою идеологию, свою внутреннюю и внешнюю политику», – сказал Марков в беседе с «ФедералПресс».
По его словам, международные мероприятия, в которых в последнее время участвовал президент, были посвящены не только отношениям между странами-членами организаций, но и тому, как жить в мире, где США и Европа больше не способны проводить нормальную лидерскую политику, занимать те позиции, которые они ранее занимали. «Да, отказ от этой концепции еще не произошел, пока еще по инерции говорят о многополярном и однополярном мире. Но реальность меняется, и пока еще нет слов для описания этой новой реальности», – заключает Марков.
Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com