Речь Владимира Путина на саммите БРИКС в четверг была непродолжительной, всего около 3,5 минуты, но оказалась многоплановой. Политологи объяснили «ФедералПресс», кому адресовано послание российского президента и что является его «ключевым месседжем».
Транснациональный характер вызовов требует коллективных ответов
Прежде всего, Владимир Путин заявил о том, что сегодняшние вызовы требуют от БРИКС единства в принятии решений. «Сложность и транснациональный характер вызовов и угроз, стоящих перед международным сообществом, требуют поиска коллективных ответов при активном участии нашего объединения. Мы не раз говорили, что лишь сообща можно решать такие задачи, как урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, организованной преступностью...», – сказал президент РФ.
По его словам, только на основе честной и взаимовыгодной кооперации можно искать выход из кризисной ситуации, сложившейся в мировой экономике «из-за непродуманных эгоистичных действий» отдельных государств. «Которые, используя финансовые механизмы, по сути перекладывают на весь мир свои собственные ошибки в макроэкономической политике», – намек Путина был более чем прозрачен.
Именно поэтому, по словам российского президента, сейчас как никогда востребовано лидерство стран БРИКС – в выработке объединяющего, позитивного курса на формирование по-настоящему многополярной системы межгосударственных отношений, основанной на общепризнанных нормах международного права и ключевых принципах Устава ООН.
Коллективных ответов требует и транснациональный характер вызовов и угроз, стоящих перед международным сообществом. «Мы не раз говорили, что лишь сообща можно решать такие задачи, как урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, организованной преступностью, включая криминальное использование новых технологий, противодействие изменению климата, распространение опасных инфекций», – сказал Путин.
И, конечно, только на основе честной и взаимовыгодной кооперации можно искать выход из той кризисной ситуации, которая сложилась в мировой экономике «из-за непродуманных эгоистичных действий» отдельных государств. «Убежден, сейчас как никогда востребовано лидерство стран БРИКС в выработке объединяющего, позитивного курса на формирование по-настоящему многополярной системы межгосударственных отношений...» – сказал Путин, выразив надежду на то, что такой обмен мнениями можно провести «в том числе и в расширенном диалоговом формате БРИКС+».
Ключевой месседж президента – выгода
«Самое главное, что Путин дает понять – это то, что мир не кончается тридцаткой государств, которые объявили санкционные меры против России, – говорит политолог Павел Данилин. – Что вообще-то в мире около 200 государств, и большая часть из них хочет нормально, свободно торговать и жить в мире, где решения принимаются [в том числе] в твоих национальных интересах, а не в интересах какого-то одного субъекта, сидящего в Вашингтоне или Лондоне».
Именно об этом Путин говорит, когда говорит о том, что у БРИКС выработались оптимальные форматы работы, что страны поддерживают друг друга, поддерживают торговлю внутри стран, ничего друг другу не навязывают, отмечает политолог. «С этим, кстати, согласился Си Цзиньпинь, который высказался также однозначно против санкционных ограничений, несправедливой конкуренции и так далее. И все страны-члены БРИКС понимают (поскольку это большие растущие экономики), что завтра любой из них может стать целью санкционного давления просто потому, что получает слишком большую долю в общемировом экономическом пироге, что может не понравиться Соединенным Штатам или кому-нибудь еще», – рассуждает Данилин.
Аналитик об итогах Госсовета по строительству: «Советская практика возвращается в нашу экономику»
Его коллега, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также считает, что у речи Путина много адресатов. «Среди них и западные элиты, и элиты стран БРИКС. Ключевой месседж президента – выгода: только взаимовыгодные отношения, в том числе торговые, имеют перспективы развития. Эгоизм и стремление получить одностороннюю выгоду бесперспективны. Несомненно, тезис президента об эгоизме – об элитах Запада и их выборе», – говорит Орлов.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева