Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Импорт под санкциями: как в России на самом деле велось импортозамещение

Лаборатория
В некоторых регионах наблюдается значительное уменьшение импорта

В современной российской риторике часто звучит тезис о серьезной трансформации импорта под санкционным давлением. Спорить с этим сложно, особенно учитывая суммарное падение импорта в последние месяцы. Но есть нюанс. Первая волна санкций обрушилась на нас отнюдь не вчера, а в 2014 году. И именно тогда был официально заявлен курс на импортозамещение в критически важных отраслях. Насколько декларируемые успехи соответствуют реальности, изучил Институт стратегических коммуникаций (Инстратком).

Если верить общественному мнению и реляциям на высоком уровне, с 2014 года в России успешно начали производить многое из того, что перестали поставлять западные страны. Логично предположить, что на длительном временном отрезке должно наблюдаться стабильное снижение импортных поставок как в отдельные регионы, так и в Россию в целом. Для изучения Инстратком взял годовые показатели импорта до 2014 года (млн рублей, основные позиции номенклатуры от продукции машиностроения, до товаров АПК) и среднегодовые показатели «шоковых» 2015-2017 годов.

Действительно, в некоторых регионах наблюдается значительное уменьшение импорта. Так, в Оренбургской, Волгоградской, Белгородской и некоторых других областях импорт сократился буквально кратно. В целом же по стране объем импорта в денежном выражении составил 65,2 % от «дошокового» периода.

Сохранилась ли эта тенденция в дальнейшем? Вот тут и начинается самое интересное. В период с 2018-го по 2020 года наблюдается стабильный рост импортных потоков практически во всех регионах. А Свердловская, Смоленская, Иркутская, Пензенская области, Якутия и некоторые другие регионы даже превзошли показатели «благоприятных» лет. В целом же за три года декларируемого «успешного импортозамещения» страна достигла 85,9 % объема импорта «дошокового» периода. А его величина по сравнению с потоком «шоковых лет» была превышена в 1,32 раза.

Экономисты могут упрекнуть Инстратком в некорректной оценке, справедливо указав, что целью импортозамещения является не сокращение объема экспортно-импортных операций в целом, а запуск товарного производства в критически важных для национальной экономики отраслях.

Что ж, давайте предположим, что в процессе восстановления объема импорта произошла его структурная трансформация, где доля «важных» товаров значительно сократилась в пользу не столь критичных «бананов» и «хамона». В приведенной таблице специалисты института взяли для примера структуру импорта по годам (в процентах) для таких критичных групп, как транспорт, текстиль и одежда, металлы и продукция химпрома (имеются в виду высокотехнологичные материалы), продукция машиностроения и сырье АПК.

При незначительном сокращении импорта транспортных средств к 2020 году за счет предполагаемого импортозамещения, в целом не наблюдается явных тенденций в реструктуризации импорта в течение указанного периода.

Велик соблазн произвести ранжирование как сокративших, так и увеличивших импорт регионов, опираясь на цифровые показатели. Однако в данном случае Инстратком решил не делать этого в силу специфики изучаемого материала. Даже приведенные выше примеры регионов, «сокративших» или «увеличивших» импорт, весьма условны, поскольку могут отражать не реальное положение дел, а изменившуюся логистику.

Например, прежде отражаемый в статистике «региональный» импорт вполне мог оказаться в показателях перевалки портовых городов и наоборот. Иначе говоря, ценными для размышлений можно считать лишь итоговые статистические данные в целом по РФ.

Какие же выводы можно сделать? Несмотря на декларируемый с 2014 года процесс импортозамещения, в реальности за описываемый период до 2020 года наблюдается лишь адаптация нашей экономики к изменившейся ситуации с выстраиванием новых логистических цепочек и восстановлением прежнего объема импорта без существенного изменения его структуры.

Справедливо ли утверждение, что наша экономика способна гибко реагировать на ситуацию? Безусловно. Однако в условиях более жестких санкций и экономического противостояния с Западом нам только предстоит настоящая перестройка и создание собственных производств.

Прямые статистические показатели импорта в данном случае вряд ли отразят положение дел. О реальных успехах будут говорить цифры роста соответствующих производств, увеличения числа занятых в нужных отраслях, появление новой номенклатуры отечественных товаров. Иначе говоря, о реальном импортозамещении будут говорить цифры экономического развития экономики РФ.

Фото: РИА Новости/ Григорий Сысоев

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.