Усть-Кут – город на севере Иркутской области, казалось бы, по определению должен быть самым богатым в регионе. Здесь добывают нефть и газ, а через речной порт, некогда бывший вторым в мире по величине, идет весь северный завоз. В городе начинается БАМ. Тем не менее Усть-Кут повторил судьбу многих малых городов: проблемы оттока молодежи, плохих дорог и дефицита кадров не обошли его стороной. Глава города Евгений Кокшаров в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал, есть ли у населенного пункта перспектива выбраться из этой ситуации.
Богатый город с бедными дорогами
Евгений Владимирович, известно, что территория вокруг Усть-Кута богата нефтью. А сам город можно назвать богатым?
— Да, город богатый. Мы уже в числе доноров, это пятый город, который формирует бюджет области. Даже несмотря на коронавирус и события с ним связанные, благодаря предприятиям на территории и тому, что строится полимерный завод, мы не просели ни по НДФЛ, ни по другим показателям. Мы не свернули ничего. Продолжаем участвовать в программах. И даже набираем обороты.
Тем не менее дороги – одни из самых неудачных…
— Да, но я не совсем согласен, что у нас самые плохие дороги. Проехал по области – там, где муниципальные дороги, есть проблема. Где федеральные – все хорошо. У нас деньги на дороги были выделены из местного бюджета, и часть выдала областная администрация. К сожалению, у нас всего один участок получилось сделать на улице Черноморской до роста цен на строительном рынке. Подрядчик и его-то сделал себе в убыток, попытался «сохранить лицо». А за остальные участки, конечно же, из-за удорожания материалов не взялся. Не захотел снова в убыток работать. Мы 4 раза объявляли в прошлом году аукцион, но никто на него не вышел. 30 миллионов нам пришлось вернуть в бюджеты. Но при этом мы четко понимаем, что нам было нужно 250 миллионов. Этих средств у нас не было. Поэтому работали с крупными компаниями и производствами, которые здесь расположены. В том числе с Иркутской нефтяной и филиалом «Газпрома». В итоге в этом году до мая у нас был 21 миллион на асфальтирование заложен и еще 4,5 миллиона – на ямочный ремонт. После удачных переговоров на уровне правительства региона, заксобрания и районной администрации у нас два соглашения было заключено с «Газпром Инвест. Иркутск» и «Газпром Инвест. Томск». Здесь были два гендиректора – специально из Москвы приехали. Общая сумма соглашений – 153 миллиона рублей.
Это те, кто пользуется дорогами?
— Да, это своеобразная компенсация за трубы, которые они по ним везут, за другое оборудование. При этом мы договорились о том, что они максимально будут задействовать наши портовые стенки. Они загружены круглые сутки. Пока отдельные перемещения по дорогам города бывают, но незначительные, и вреда не наносят. Но так как цены растут, мы договорились, что транш будет единый. А не как в первом соглашении, которое Владимир Георгиевич Кривоносенко (глава Усть-Кута 2005–2017 г. – Прим. ред.) еще заключал, когда миллион приходил в первый год, второй миллион – во второй год. То есть сейчас – вся сумма сразу. Восстанавливаем дороги и на 5–6 лет про них забываем. Вот 153 миллиона пришло, мы добавили свои – порядка 30-ти, плюс еще почти 30 миллионов дала районная администрация. То есть в общей сумме – 210 миллионов. Около 30 из них потратим на обустройство тротуаров.
Бизнес из-под палки работать не будет
Вы говорили о партнерстве с крупным бизнесом. А мелкий и средний принимает участие в жизни города? Есть какие-то механизмы взаимодействия?
— Механизмов нет. Есть добрососедские отношения. Путем принуждения не выйдет. Надо встречаться, договариваться и привлекать представителей такого бизнеса к благоустройству в основном там, где этот самый бизнес свою деятельность и осуществляет. Есть еще интересная тенденция, буквально неделю назад появилась: вышли на меня предприниматели, которые живут в микрорайоне Холбос. Они инициируют обустройство большой детской и парковой площадки. Участок под нее уже найден. Но там есть собственник. Предварительно участок уже согласован. И как только документ для передачи участка под благоустройство будет подписан, после этого предприниматели готовы начать установку ограждения, планировку. Сразу значительные финансовые вливания они, конечно, не готовы делать, но за год-другой мы для детей Холбоса эту площадку сделаем. Сейчас основные работы по благоустройству в городе ведутся в Речниках и на Лене, делают проекты на многофункциональные детские площадки – их будет много. Возле ДК «Речники» будет площадка для баскетболистов и волейболистов, поскольку есть сейчас одна такая площадка на Лене. И местные дети ребят с других районов на нее не пускают. Нужно, чтобы в каждом районе такая была.
Вернемся к крупному бизнесу. Например, наличие завода полимеров здесь дает профит какой-то бюджету города?
— Наш бюджет – это налоги. Не только городской, но и областной. И районный. Мне вчера озвучили, что прогнозный план у нас по налогам – только от ИНК – не 100, а 200 %. Они нам помогают и с проектированием, и с прохождением техэкспертиз. Всегда помогают с персоналом ИТР, которого в стране все меньше и меньше. Участвуют в мероприятиях социальной, культурной, патриотической направленности. Сегодня у нас «Северный десант», на днях были профессиональные экологи. ИНК обязала всех субподрядчиков зарегистрироваться здесь и платить налоги здесь. Стараемся со всеми добрососедские отношения выстроить.
А рабочие места такое сотрудничество дает?
— Да, часть специалистов – наши. Но! Только те, кто соблюдает трудовую дисциплину. Есть и другой процесс – сотрудники этих предприятий, принявшие решение сменить работу, или их приехавшие родственники заняты у нас в городской медицине, в образовании. Рассчитываем и на то, что когда 1000 человек будет работать на заводе постоянно, не вахтовым методом, и их дети, супруги, родители – это будут разнопрофильные специалисты, которых мы, конечно же, будем приглашать на работу в разные сферы. Это же свежие идеи, «свежая кровь» – они дадут городу нечто новое.
Теплоход против паровоза
Поговорим про порт. Некогда он был самым крупным речным портом в стране. Обеспечивал северный завоз. Не помешает ли ему сейчас труба, стройки?
— Усть-Кут и сейчас – город речников. И порт есть. На днях будем праздновать День речника. Оргкомитет прошел очень дружно, хотя еще год-два назад мы с трудом собирали его участников. Не было желающих судовладельцев. А в этом году они сами на нас вышли: 15 судов приняли участие в параде. Активно идет северный завоз, основная сейчас загрузка – не только труба и оборудование для «Силы Сибири». В этом году вода позволила начать навигацию уже 8–9 мая. И сейчас загрузка идет по полной: идут уголь, продукты питания, материалы. Все загружены. Есть задумка в одном из микрорайонов города сделать парк с речной тематикой. У нас есть речное училище, готовит специалистов востребованных. К тому же начался на реке Лена полноводный период – цикл из нескольких лет, хороших для навигации. Я думаю, порт еще посоперничает с железной дорогой.
Усть-Кут – традиционно город транзитный, перевалочный. Где-то купеческий. А вот сейчас строятся заводы. И это два разных пути развития. Как вы считаете – какой из них для города будет главным в будущем?
— Мы понимаем, что завод полимеров – не последний. Тут еще будут завод неорганической химии и гелиевый. Но и терять добрые традиции при этом не стоит. Надо сохранять, а в чем-то и восстанавливать, имидж профессии. Я сам закончил речное училище и понимаю, что надо готовить таких специалистов. Железная дорога – хорошо, автотранспорт – хорошо, но я считаю, что и возможности развития для речного транспорта есть. Грузов много идет. И порт рано списывать. Благодаря тому, что сейчас активно идет строительство – и газопровода, и технических объектов, станций, и вообще страна устремляется в сторону азиатского рынка – задел для речного транспорта есть. У нас многие годы совещания по северному завозу всегда были на территории города. Какое-то время назад они ушли из города. Мы хотим эту традицию вернуть. Ведь это же дополнительные договоры, экономика – это, в конце концов, статус города.
А ушли потому, что собственники бизнеса не в Усть-Куте и даже не в Иркутске?
— Отчасти и поэтому. И потому, что на тот момент они не могли с руководством общий язык найти. Ведь проведение подобных встреч и форумов – это же организационные нагрузки: надо людей разместить, найти помещения для переговоров, кормить гостей. И не все мэры на это готовы. Не понимают значимость и отмахиваются. И тем самым отваживают от своей территории, так скажем, интересные плюшки. А этого нельзя делать категорически. Нужно для этого находить время и ресурсы, очень плотно работать. Потому что это все будет на тебя работать, на твою территорию. Недавно был в командировке в Свирске и в Черемхово. У их мэров очень большой жизненный опыт, они поддерживают длительное время определенную стратегию. А у нас как? Один у руля постоял, второй порулил. Нет преемственности. И последние пять лет мы не то что всем городом, мы всем районом протоптались на месте. И многое интересное, что могло быть на нашей территории, оно мимо нас прошло. Сейчас пытаемся ускоряться и догонять. А насколько это эффективно получается – это ближайшее время покажет.
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов