Россия рискует скатиться с 9 на 18 место в мире по численности населения к 2050 году. К таким неутешительным выводам пришли эксперты на медицинском конгрессе «Национальное здравоохранение 2022». Что предлагают с этим делать ученые и какова статистика сейчас? Подробности — в материале «ФедералПресс».
Что такое профилактический континуум?
На конгрессе «Национальное здравоохранение 2022» обсудили стратегически важный для России вопрос – демографию. Открывая дискуссию на панельной площадке «Здоровье. Сохранять, поддерживать или приобретать?», ее модератор, доцент РАНХиГС, основатель благотворительного Фонда помощи медицинским работникам «Герои» Кирилл Маслиев привел тревожную статистику: продолжительность жизни из-за пандемии упала более чем на 2 года. При этом цена лекарств выросла на 12 %, а платежеспособность россиян уменьшалась на 7 %. Негатива добавляет Росстат – ожидается, что население страны ежегодно будет сокращаться на 600 тысяч человек.
Замминистра здравоохранения Олег Салагай рассказал о том, что произошло в ходе пандемии и с какими ее последствиями пришлось столкнуться: «На первичное звено здравоохранения возникло колоссальное давление. И не только на врачей, но и на пациентов: в части регионов было заморожено оказание плановой медицинской помощи. У нас резко увеличилось количество пациентов с обострением хронических заболеваний», – сказал он.
Естественно, процент охвата профилактическими осмотрами в пандемийный год снижался, например, выявляемость онкологии оказалась на 30 % меньше, чем в доковидные времена. Но не все так плохо, считает Салагай. «В постпандемийное время мы видим, что, что этот процент начал резко компенсироваться. Мы сегодня выходим на те показатели, которые ожидали», – сказал замминистра.
Как отметили эксперты, сегодня встает другая проблема – профилактика болезней. В СССР ее основой являлась всеобщая диспансеризация, которая сегодня не носит всеобщего и обязательного характера. А ведь, по данным ВОЗ, сегодня 85 % причин, которые формируют смертность в нашей стране – это алкоголь, никотин, гипертоническая болезнь плюс высокий уровень холестерина и атеросклероз, и с ними можно бороться профилактически. Сегодня российские врачи разработали новую концепцию профилактики болезней.
«У нас имеется концепция создания профилактического континуума. Это целый комплекс, который объединяет меры в рамках общественного здоровья и его построения, медицинская профилактика – медицинская диспансеризация и углубленная диспансеризация, собственно диспансерное наблюдение. То есть то, о чем сейчас так часто говорят – именно персонифицированная медицина, таргетная, на одного пациента настроенная», – уточнил Шепель.
Почему борьба с младенческой смертностью не улучшает демографию?
Затем дискуссия приняла гендерный характер. Модератор напомнил, что смертность среди мужчин трудоспособного возраста в России в три раза выше, чем в Евросоюзе, и статистика говорит о «колоссальном разрыве между продолжительностью жизни мужчин и женщин в нашей стране, порядка 13 лет». Слово взял профессор, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии Олег Аполихин, который добавил еще неутешительной информации. Он отметил, что самая большая страна мира, Россия, по демографическому показателю занимает лишь 9 место. «И если ситуация не изменится, то, по данным аналитиков ООН, к 2050 году мы будем занимать уже 18 место», – сообщил Аполихин, назвав такой сценарий «фатальным».
Директор НИИ отметил, что Россия снизила младенческую и материнскую смертность более чем в 4 раза, до исторического минимума, но это не решило демографическую проблему. Более того, например, востребованность в ЭКО с 2013 года выросла в восемь раз.
Аполихин также указал на парадокс, о котором свидетельствует статистика рождаемости и детской смертности по регионам. «Там, где младенческая и материнская смертность низкая, там и рождаемость низкая, а где она высокая, там и рождаемость высокая», – подчеркнул профессор. И добавил, что в дореволюционной России женщины рожали «в поле, в банях», но население стабильно росло.
По его словам, за последние 50–60 лет образ жизни россиян сильно изменился: сексуальный дебют женщин сегодня случается в 17–18 лет, мужчин – в 16–17 лет, и молодежь следует принципу «enjoy, получай удовольствие». При этом возраст вступления в брак, согласно Росстату, 24–26 лет для женщин и 26–29 лет для мужчин, и к этому времени молодые женщины имеют уже букет болезней. Согласно приведенным Аполихиным данным, в целом 77,4 % женщин, собирающихся рожать, имеют предродовую патологию. Так что главным вопросом здесь становится не медицинский, а поведенческий.
«Ключевым аспектом является не столько борьба за репродуктивные потери, а еще и то, что мы называем первичной профилактикой. Это внимание к репродуктивному здоровью и репродуктивному поведению», – подчеркнул ученый.
Он рассказал, что общественным советом при правительстве впервые в российской истории одобрен проект «Репродуктивное здоровье» «с четкой профилактической паттерной направленности на выявление факторов риска». По его словам, проект этот «активно развивается».
Однако не все так однозначно. Аполихин привел данные опроса, согласно которому 84 % женщин сказали, что хотят родить только двоих детей, 5 % вообще не хотят иметь детей и лишь 4 % сказали, что «хотят иметь детей столько, сколько бог даст». При этом многие «возрастные» аборты делаются потому, что женщинам с одним ребенком просто «не для кого рожать» следующих: мужчин элементарно не хватает. Ведь в России наблюдается сверхсмертность среди мужчин в возрасте 40–65 лет – именно в эти годы умирают 52 % представителей сильного пола. Причем, согласно одной из диаграмм Аполихина, 74 % мужчин умирают на рабочем месте. Россия снизила младенческую и материнскую смертность более чем в 4 раза, до исторического минимума, но это не решило демографическую проблему.
Хронометраж мероприятия не позволил продолжить разговор, но главное понятно: России надо принимать экстренные меры по выправлению демографической ситуации. Возможно, одними из них станут упомянутые спикерами концепция создания профилактического континуума и проект «Репродуктивное здоровье», разработанные российскими медиками.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева