С 15 июля в Петербурге стартовал третий, завершающий этап транспортной реформы. С улиц города полностью исчезнут морально устаревшие маршрутки. Их заменят 2 тысячи 800 комфортабельных и экологичных автобусов. На третьем этапе окончательно сформируется новая маршрутная сеть. Задача реформы – сделать автобус более привлекательным и удобным средством передвижения для горожан. О том, приведут ли нововведения к заявленным целям и так ли хороши новые автобусы – в материале «ФедералПресс».
На каких автобусах будут ездить жители Петербурга
Первый этап транспортной реформы в Петербурге стартовал 1 апреля. Тогда на улицы города выехали 864 новых автобуса. На втором этапе в июне – еще 693. Третий этап станет самым масштабным. С 15 июля по городским дорогам поедут 1 244 новых автобуса.
«Этого будет достаточно чтобы полностью заменить маршрутки социальным общественным транспортом», – считают в Смольном.
Обновленный состав – это 911 автобусов и 380 дизельных автобусов марок ГАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, Нефаз, Volgabus. На старте реформы городские власти заявляли о цели полностью уйти от автобусов на дизельном топливе. Но из-за санкций и нарушения логистических цепочек планы пришлось отсрочить. Оставшиеся дизельные автобусы будут перевозить жителей до 15 ноября. После их заменят на газовые.
Транспортный инженер и автор telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов считает, что новые автобусы не отвечают требованиям времени.
«На мой взгляд, такой транспорт давно устарел. Говорить, что современные газовые автобусы гораздо эффективнее и экологичнее современных же дизельных – не очень верно. Да, выхлоп у них более чистый. Но они делают большой пустой перепробег, чтобы заправиться. Это перекрывает весь положительный эффект», – подчеркивает эксперт в беседе с «ФедералПресс».
По его словам, в новых автобусах не очень удобные и эргономичные сиденья, а также водительские кабины.
«Если съездить в какой-то нормальный европейский город, то сразу бросится в глаза, что по транспорту у нас все чуть-чуть хуже», – считает Вергазов.
Независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев прогнозирует, что из-за санкций Петербург и в будущем столкнется с проблемами в поставках комплектующих и некоторых программных продуктов. Однако он уверен, что трудности не будут критичными.
«Наши заводы справятся с созданием аналогов, а у города есть большой запас подвижного состава», – говорит Бурцев.
Почему жители недовольны реформой
За два первых этапа в Петербурге скорректировали 80 маршрутов, рассказал председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев. В результате многие жители города просто запутались. Привычные маршрутки исчезли, а на их место вышли автобусы с другой нумерацией. При этом на внешних информационных табло прописали только первую и конечную остановку – без подробной схемы движения.
Михаил Бурцев возлагает вину на перевозчиков, которые игнорируют прописанные стандарты перевозок. В ближайшее время недочеты исправят, считает эксперт. А пока пассажирам придется искать информацию о новых маршрутах самим – например, на остановочных стендах или на сайте.
«Информационная компания транспортной реформы провалена полностью», – заявил эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин в беседе с «ФедералПресс».
Иван Вергазов считает, что как новые, так и старые маршруты общественного транспорта плохо учитывают реальные перемещения петербуржцев.
«Из Шушар должно быть сообщение практически со всеми районами города. Был способ доехать до центра и его убрали», – возмущается жительница района Зара Попович.
Жители отдаленных районов города жалуются, что автобусы ходят намного реже маршруток и уступают им в скорости. При этом автобус, в отличии о маршруток, останавливается только на остановках – а некоторые улицы дальних кварталов ими не оборудованы.
Цена на автобус жителей также не порадовала – вместо 35–36 рублей теперь приходится платить 60. Однако авторы реформы предусмотрели скидки. По «Подорожнику» поездка на наземном транспорте будет стоить 40 рублей. Вторая пересадка в течение часа – 10 рублей, третья бесплатно. Но жители отмечают – автобусы ходят реже, поэтому в час уложиться почти нереально.
«В комитете по транспорту «очень чутко» относится к предложениям пассажиров», – заявил Валентин Енокаев.
Когда реформа даст результаты
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты сходятся во мнении, что по-настоящему результаты транспортной реформы петербуржцы оценят в сентябре – с началом учебного года.
Отказ от маршруток сделал поездки по городу безопаснее, а общественный транспорт Петербурга удобнее, считает Михаил Бурцев. При этом у Петербурга так и не появилось грамотной стратегии развития транспортной системы, подчеркивает Иван Вергазов.
«У нас нет восприятия ступенчатой системы. Поэтому магистральная (метро, трамваи, городские электрички) и подвозочная (автобусы и троллейбусы) инфраструктуры дублируют друг друга, делают одно и то же, а транспортные предприятия никак не координируют свою работу. Это снижает общую эффективность. Исправить эту проблему можно только управленческим решением», – говорит транспортный эксперт.
Главное, чтобы модернизация транспорта в Санкт-Петербурге не закончилась лишь автобусами, считает Алексей Цивилев.
«Городу нужны и новые трамваи, и троллейбусы. Маршруты тоже нуждаются в доработке. Нужно развивать транспортную инфраструктуру», – говорит парламентарий.
По его словам, задача городских властей – добровольно пересадить часть автомобилистов на общественный транспорт. Для этого городу необходимо больше выделенных полос и удобные для жителей маршруты.
«Тогда автомобилисты задумаются о том, чтобы пересесть на общественный транспорт. Но чтобы это сделать, они должны понять свою выгоду, – говорит Цивелев.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева