Top.Mail.Ru
Политика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

В Югре проходят последние выборы сельских мэров и депутатов: «Иных вариантов нет»

выборы
Накануне реформы проводить осенние поселковые выборы бессмысленно, так как победителям все равно придется покинуть посты

В Югре выборная кампания проходит накануне реформы и оптимизации муниципальной власти в рамках исполнения закона Клишаса – Крашенинникова. Ажиотажа среди кандидатов на мандаты и мэрские кресла, от которых с 2023 года, возможно, придется отказаться, нет. Активность проявляют только единороссы и коммунисты. Как проходит кампания в муниципалитетах Югры и зачем решились провести лишние выборы – в материале «ФедералПресс».

Осенняя избирательная кампания

В Югре в этом году в единый день голосования, 11 сентября, пройдут муниципальные выборы, на которых изберут 113 депутатов и 13 глав городских и сельских поселений. Выдвижение кандидатов завершилось 27 июля.

Так, в Сургутском районе выбирают трех глав поселений и 40 депутатов в Федоровском, Белом Яре и Лямине. «На все мандаты выдвинула своих кандидатов «Единая Россия», на часть – ЛДПР. КПРФ не полностью закрыла мандаты, партия «Новые люди» выдвинула троих кандидатов. В принципе, конкуренция есть. Практически все парламентские партии, за исключением «Справедливой России», выдвинули своих кандидатов. Регистрация идет каждый день», – сказал глава ТИК Сургутского района Андрей Чижов.

В Ханты-Мансийском районе муниципальные выборы глав и депутатов пройдут в четырех населенных пунктах – Луговском, Сибирском, Согоме, Цингалы. Среди кандидатов конкурируют между собой в основном только единороссы, коммунисты и ряд самовыдвиженцев. Очевидно, что политические партии неохотно включаются в борьбу за «временные» мандаты на поселенческом уровне.

Поселковые выборы и реформа

В 2023 году начнется реформа муниципальной власти в рамках исполнения закона Клишаса – Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Закон уже принят в первом чтении Госдумой РФ, сейчас идет работа над поправками. Возможно, поселковые сентябрьские выборы в этом году окажутся последними.

Дело в том, что помимо приведения законодательства в соответствии с новой Конституцией РФ, закон предлагает переход на одноуровневую модель управления. Документ упраздняет из структуры власти муниципалитеты первого уровня – сельские и городские поселения. Будут созданы городские и муниципальные округа, которые объединят населенные пункты городского и сельского типов. При этом округам передадут только 27 полномочий, а остальные вопросы будет решать регион. Переходный период продлится до 2025 года.

Собеседники «ФедералПресс» отмечают, что накануне упразднения этой ветви власти проводить осенние поселковые выборы бессмысленно, это лишняя трата ресурсов и времени, так как победителям все равно придется покинуть посты.

«Мы не понимаем, зачем проводить эти лишние выборы главы на срок полгода или год. Если в 2023 году решили реформу начать, то, я думаю, к 2024-му, к выборам президента, она должна закончиться. Не надо было проводить выборы. Нужно было либо действующим главам срок продлить, либо назначить Советом депутатов исполняющего обязанности», – считает Николай Веретельников, глава сельского поселения Луговской, где этой осенью выберут нового руководителя администрации.

Председатель Совета депутатов городского поселения Барсово Лариса Годяцкая высказывает несколько иную точку зрения, заявив, что выборы проводить все же необходимо. «Нельзя оставлять поселение обезглавленным, нужно администрациям и местным советам депутатов исполнять свои полномочия. Все четко прописано в уставах муниципалитетов, без этого не обойтись. Когда настанет время реформы и будут определены команды, тогда будут выборы и агломерации. Сейчас все идет по плану», – отмечает она.

Член избирательной комиссии Югры с правом решающего голоса Александр Лобов подчеркивает, что закон еще не принят, поэтому неизвестно, придется ли поселковым главам и депутатам слагать полномочия или нет. «Поселковые выборы, согласно федеральному закону, мы обязаны провести, так как у предыдущих глав и депутатов закончился срок полномочий. Других вариантов нет, даже несмотря на серьезные бюджетные траты», – добавляет Лобов.

Политические рудименты

На сегодняшний день очевидно, что поселковые главы и депутаты – это своего рода политические рудименты. Так, действующий глава Луговского Николай Веретельников не стал баллотироваться на новый мэрский срок. Он отметил, что статус главы поселения теряет значимость, чиновники этого уровня мало что решают и могут сделать. «А потом спрашивают, почему народ чиновников не любит», – констатирует Веретельников. Уже сейчас некоторые полномочия поселковых глав начали передавать в районы вместе с бюджетами.

Кроме того, во многих поселениях на долю глав выпадает дефицитный бюджет, поэтому эффективно решать местные вопросы управленцам очень сложно. К тому же чиновники должны разбираться в экономических и юридических вопросах, чтобы не допустить нарушений в своей деятельности и не попасть под административную или уголовную ответственность.

При этом невыполнение ключевых показателей эффективности по социально-экономическому развитию и жизнеобеспечению населения может грозить утратой доверия и отставкой.

«К сожалению, у глав управленческих инструментов больших нет. Здравоохранение и школы – это региональные полномочия. Что может сделать здесь глава? Он может только обратиться за политической поддержкой к вышестоящим товарищам. Задача мэров – исполнять четко свои должностные обязанности и находить общий язык с регионом, потому что только оттуда могут получить бюджетные вливания», – отмечает директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.

Аналогичная история наблюдается и с поселковыми депутатами. Статус их незначителен, деятельность парламентариев не финансируется, у них нет полномочий и бюджета для решения конкретных проблем населения. При этом на них давит ответственность перед электоратом, который их избрал.

Андрей Русаков считает, что сельские думы – бессмысленные образования, потому что они как таковые сейчас не имеют политической функции.

«Уровень сельских депутатов такой, что не в состоянии объяснить все нюансы современных особенностей социально-экономической и политической ситуации. Сельские думы отживают свой век как орган представительной власти. Откровенно говоря, в сегодняшних реалиях они не нужны. Нужен нормальный, хороший администратор. Упрощение этой модели власти в муниципальных образованиях – лучший вариант. Без лоббизма им сложно, им приходится взаимодействовать с региональными депутатами», – приходит к выводу Русаков.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.