В ближайшее время правительство должно утвердить стратегию развития металлургии до 2030 года. Этот программный документ должен помочь ей восстановить объемы производства, обвалившиеся из-за проблем на внутреннем и мировом рынках, и сделать качественный рывок вперед. За счет чего это планируется сделать – разбирался «ФедералПресс».
Воздух накаляется, печи охлаждаются
Хотя в России сейчас стоит теплая, местами даже жаркая погода, на отечественную металлургию наступает настоящая зима, правда, не климатическая, а экономическая: заводы и комбинаты столкнулись с падением спроса и цен, беспрецедентными по масштабам по сравнению с глобальным экономическим кризисом 2008 года.
Беспристрастные сотрудники Федеральной службы государственной статистики зафиксировали снижение выпуска ряда видов металлопродукции. Согласно их данным, за первую половину 2022 года выплавка чугуна в России сократилась на 2,7 % до 26,1 млн тонн, углеродистой стали – обрушилась почти на 10 % до 28,8 млн тонн. Производство стального проката уменьшилось на 4,6 % до 31,5 %.
Зато выпуск стальных труб, фитингов и пустотелых профилей слегка порадовал – он увеличился на 15,6 % до 6,2 млн тонн, хотя по логике вещей он должен бы снизиться – российский нефтегазовый комплекс сражается с обрушившимися на него западными санкциями и мог притормозить реализацию инвестиционных проектов, требующих большого числа бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб.
Для преодоления трудностей Министерство промышленности и торговли России разработало стратегию развития металлургии до 2030 года и сейчас ее согласовывает с профильными ведомствами. Достать ее оказалось чрезвычайно сложно, тем не менее опрос источников в металлургии позволил прояснить некоторые детали.
Под откос
Итак, по информации наших источников, стратегия прогнозирует в 2022 году сильное падение потребление алюминия и меди – в два раза до 720–760 тыс. тонн и 220–250 тыс. тонн соответственно. С остальными цветными металлами оптимизма тоже нет – спрос на цинк уменьшится на 15–27 % до 190–220 тыс. тонн, на свинец – на 21 % до 90 тыс. тонн, никель – останется практически стабильным в районе 20 тыс. тонн. Закупки стали, как следует из стратегии, также должны сократится: проката – на 14-32 % до 28–36 млн тонн, труб – на 5–12 % до 9,1–9,8 млн тонн.
Причины для столь пессимистичных ожиданий лежат на поверхности. Введенные западные санкции против акционеров металлургических компаний привели к отказу иностранных банков от проведения платежей с ними, страховых организаций – от покрытия их экспортных продаж, логистических операторов – от доставки их продукции. Перепуганные заграничные потребители принялись аннулировать ранее сделанные заказы и возвращать уже приехавший к ним металл.
Высокие же цены на природный газ, уголь и нефть, опять-таки из-за ограничений США и Европы против их поставок из России, привели к охлаждению глобальной экономики, вызвав по цепочке снижение цен и спроса на металлы за рубежом.
В России же пробуксовывают автопром и железнодорожное машиностроение, замирает коммерческое и промышленное строительство, есть сложности с возведением жилых домов. Переориентация экспорта металлопродуции с европейского рынка на азиатский идет со скрипом – не хватает сухогрузов и контейнеровозов, владельцы кораблей вздули ставки на их аренду до небес, клиенты требуют больших скидок.
«Санкции Европейского Союза закрыли один из ключевых экспортных рынков для российских металлургов. Объемы с европейского рынка в теории можно перенаправить на азиатские рынки, однако здесь вторая проблема – крепкий рубль. Из-за этого на фоне роста логистических издержек, удлинения транспортного плеча поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион становятся не всегда рентабельными, особенно учитывая требуемые скидки, чтобы занять долю рынка», – констатировал Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
Он обратил внимание на высокую налоговую нагрузку – акциз на сталь и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) давят на рентабельность российских производителей, и отдельные из них несут убытки. Именно по поводу их корректировки просил недавно министр промышленности и торговли России Денис Мантуров президента Владимира Путина.
«По сути, сегодня это стало налогом не на доходы, а на оборотный налог, которого раньше в отрасли не было. В момент всплеска цен это было действительно оправдано, но сейчас, при продолжении снижения загрузки и показателей эффективности самих предприятий, мы предлагаем вернуться к этому вопросу (изменения акциза на сталь. – Прим. ред.)», – сказал он на состоявшемся 1 августа совещании по развитию металлургического комплекса.
Тормоз из застарелых проблем
Возвратиться на прежние уровни спрос быстро точно не сможет: потребление свинца, как следует из стратегии, восстановится в лучшем случае в 2025 году, алюминия, меди, цинка, никеля и стали – не сумеет сделать этого и к 2030-му. По сходному сценарию будет развиваться ситуация с их производством – низкие (по сравнению с 2021 годом) объемы их выпуска в 2022 году и потом медленный подъем, поддерживаемый не столько внутренним потреблением, сколько экспортом в различные страны мира (он все-таки будет постепенно расти).
Одновременно вряд ли быстро исчезнут накопившиеся в отечественной металлургии проблемы – сильная зависимость от иностранных поставщиков оборудования и запасных частей к нему, низкий уровень добычи руд вольфрама, молибдена (востребованы при изготовлении металлорежущего инструмента) и хрома, полное отсутствие разработки месторождений марганца, ниобия (нужны для легирования стали) и лития (необходим для изготовления аккумуляторов для автомобилей), импорт их сырья из-за границы.
Тем не менее нужен комплекс мер по государственной поддержке металлургии, чтобы она быстрее справилась с влиянием санкций и смогла увеличить выпуск продукции, не допустив массового увольнения рабочих и инженеров. Для этого надо стимулировать ее потребление в стране.
Локомотивы роста
Поэтому в стратегии предлагается помимо отмены акциза на сталь и изменения НДПИ для железной руды и коксующегося угля, претворить в жизнь план по расширению потребления стали в строительстве в России, проложить скоростную автомагистраль от Москвы до Казани, обходы вокруг Рязани, Астрахани, Барнаула, Владивостока, модернизировать серию трасс.
Еще в ней прописана строительство магистрального газопровода «Сила Сибири-2» (из России через Монголию в Китай), прокладка межпоселковых газопроводов в различных регионах, замена труб в изношенных системах тепло- и водоснабжения городов, расширение выпуска автомобильного и железнодорожного транспорта, самолетов, станков, электрического оборудования.
И, конечно же, обновление действующих и разработка новых стандартов по применению металлов в промышленности и строительстве — они нужны инженерам для проектирования машин и агрегатов, зданий и сооружений.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, реализовываться стратегия по развитию металлургии в России будет в два этапа. Первый этап будет адаптационный, второй – восстановительный.
«На первом этапе начнут реализацию проектов, стимулирующих потребление металла в России, его необходимо будет завершить до 2024–2025 годов. А на втором этапе, восстановительном, начнут реализовывать проекты по развитию инфраструктуры, в том числе по транспортировке металлов на новые рынки сбыта», – указал он.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева