Америка – страна, в которой базируются штаб-квартиры крупнейших ИТ-компаний мира. Находясь под боком у правительства и спецслужб, многие из них так или иначе сотрудничают с государством или подчиняются ему в определенных вопросах. Даже при таких условиях США вынуждены «закручивать гайки», чтобы защитить собственных граждан от деятельности бигтеха.
В конце июля Комитет Сената США по торговле, науке и транспорту одобрил Закон о безопасности детей в Интернете (Kids Online Safety Act). В частности, нововведения требуют, чтобы соцсети позволяли несовершеннолетним и их родителям ограничивать или отключать функции, способные вызывать зависимость, такие как рексервисы, вознаграждения за проведенное на платформе время и уведомления. Также закон предусматривает право на запрет доступа к своей геолокации, информации на личной странице и возможности найти профиль в сети.
Помимо этого соцсети обяжут предотвращать вред для несовершеннолетних от контента, пропагандирующего самоповреждения, самоубийства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами, сексуальную эксплуатацию, азартные игры, алкоголь и другие подобные деструктивные материалы.
Документ уточняет, что у родителей должен быть инструмент контроля, соответствующий определенным требованиям. Среди них: возможность настраивать приватность аккаунта, ограничивать любые покупки и отслеживать количество проведенного в онлайн времени. Особо отмечается, что взрослые могут ограничивать или отключать подобные инструменты по желанию. Тем не менее, родительский контроль должен включаться по умолчанию, если платформа знает или полагает, что пользователь несовершеннолетний, то есть не достигший 16 лет.
На первый взгляд может показаться, что американские конгрессмены «перегибают палку», однако соцсети регулярно дают поводы для ужесточения законодательства. Один из них стал особенно мощным катализатором. Речь идет о расследовании Wall Street Journal, посвященном социальной сети Instagram*, которое было опубликовано в сентябре 2021 года.
В распоряжении исследователей попали документы материнской компании Meta* (ранее Facebook) *. Выяснилось, что ИТ-гигант полностью осознавал вред, который социальная сеть наносит детям и подросткам, однако не пытался исправить ситуацию. Исследователи указали, что 32 % девочек-подростков недовольны своей внешностью, и Instagram* заставляет их чувствовать себя хуже. Во внутренних документах компании говорится, что 13 % британских и 6 % американских пользователей связали появление суицидальных мыслей именно с влиянием соцсети.
Кроме того, в расследовании Wall Street Journal сообщилось, что топ-менеджеры, в том числе и лично Марк Цукерберг, получали данные сведения, но политика компании не изменилась. Более того, Facebook* анонсировал создание платформы Instagram* Kids для детей младше 13 лет, однако приостановил работу после жесткой критики со стороны родительских организаций и законодателей.
Нежелание компании публиковать результаты своих исследований вполне понятно – эксперты отметили, что молодые люди в возрасте до 22 лет составляют более 40 % аудитории Instagram*, и являются ключевой составляющей успеха соцсети.
Meta* – далеко не единственная компания, пополняющая прецедентами общее «портфолио» ИТ-гигантов. Отметился и принадлежащий Google видеохостинг YouTube, эффект от воздействия которого на детскую психику также изучался экспертами. Выводы неутешительны – хостинг был признан источником растущей тревоги и проявлений девиантного поведения у детей младше 13 лет. В этом нет ничего удивительного – известны случаи, когда на отдельном сервисе для детей YouTube Kids юная аудитория получала в рекомендации видео про употребление наркотиков, огнестрельное оружие и отбеливание кожи.
Во многих случаях пользователи воспринимают подобные законы как стремление к тотальному контролю за их личной жизнью. И отчасти будут правы – контроль действительно ведется, однако не государством, а самими ИТ-гигантами, которые по уровню влияния способны посоперничать с властями многих стран. Именно по этой причине регулирование деятельности социальных сетей – тренд, который только продолжает усиливаться.
К примеру, в начале июля 2022 года Европарламент одобрил принятие Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act) и Закона о цифровых услугах (Digital Services Act), которые предусматривают более жесткое регулирование деятельности крупных технологических корпораций и борьбу с их монополизмом. Им могут быть назначены крупные штрафы: до 10 % мирового оборота за первое нарушение и до 20 % – за повторное. Законы устанавливает новые, более четкие правила ответственности крупных цифровых платформ за недостаточную борьбу с нелегальным или вредоносным контентом и нарушение прав пользователей на свободу слова и защиту их личных данных.
* Meta (владелец Instagram* и Facebook*) признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков