Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

Как стать самозанятым: пошаговая инструкция, плюсы и минусы статуса

Документы, самозанятость
Все, что нужно знать о главной альтернативе ИП

В последние пару лет постановка на учет в качестве самозанятого стала весьма популярна среди россиян. Этот новый вид коммерческой деятельности не только является для многих неплохой альтернативой ИП, но и позволяет сэкономить деньги на налогах. Однако, как и у каждого налогового статуса, у самозанятости есть и свои минусы. О том, как зарегистрироваться в качестве самозанятого в России, в инструкции «ФедералПресс».  

Что такое самозанятость?

Самозанятость – это статус, при котором физлицо уплачивает налог на профессиональный доход (НПД). Перейти на него можно тем, кто ведет свою трудовую деятельность самостоятельно и не привлекает наемных сотрудников к своей работе.

Этот относительно новый вид налогообложения появился в 2019 году в ряде пилотных регионов в рамках эксперимента, который должен продлиться 10 лет. Однако самозанятость быстро завоевала популярность у населения и уже с 2020 года она стала доступна для всех россиян.

Фактически, это позволяет вывести в законную плоскость любую свою оплачиваемую деятельность, не становясь при этом индивидуальным предпринимателем. Также самозанятые платят довольно маленькие налоги в сравнении даже с наемными работниками – всего 4 и 6 % от дохода без любых других платежей.

Требования

Стать самозанятым фактически может каждый россиянин, однако все равно существуют несколько требований, с которыми лучше ознакомиться перед оформлением. В частности, этот статус подойдет вам, если вы:

  • индивидуально оказываете услуги, производите изделия или же получаете деньги за счет вашего имущества;
  • не оформляете отношения с вашим работодателем;
  • не нанимаете сотрудников;
  • имеете годовой заработок, не превышающий 2,4 млн рублей;
  • ваша деятельность не попадает под исключения, указанные в ст. 4 и 6 закона 422-ФЗ.

Преимущества самозанятости

Многие выбирают этот вид налогообложения из-за весьма привлекательных плюсов:

  • месячный доход ничем не лимитирован (но не годовой, см. выше);
  • единоразовый налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей;
  • отсутствие требований к подаче деклараций;
  • быстрая и простая онлайн-регистрация, занимающая не более пяти минут;
  • автоматический учет и начисление налогов в мобильном приложении;
  • возможность совмещения самозанятости с основной работой;
  • налоговая ставка не меняется, даже если вы будете резидентом другой страны.

Подобный статус хорошо подходит для специалистов, имеющих контрактный заработок: фотографов, видеографов, бьюти-мастеров, производителей различных изделий, строителей, представителей креативных индустрий, IT-специалистов, работающих проектным образом и других.

Минусы самозанятости

Несмотря на все преимущества налогового статуса, самозанятые так или иначе сталкиваются с рядом системных сложностей, которые также стоит учесть.

  • У самозанятых не растет трудовой стаж без добровольных страховых взносов;
  • Для самозанятых не предусмотрена регулярная система оплачиваемого отпуска;
  • Налоговый режим совместим не со всеми иными системами налогообложения;
  • Добровольные взносы не снижают налоговую ставку;
  • Самозанятые не могут оформлять больничный, сотрудничая с организацией;
  • Самозанятым не полагаются декретные выплаты.

В последние пару лет некоторые работодатели стали заключать договоры с соискателями-самозанятыми, а в ряде случаев работники сами делают запрос о переводе их на самозанятость. В этом случае нужно помнить, что закон запрещает в течение двух лет заключать договоры с самозанятыми, которые ранее состояли в трудовых отношениях с этим же юридическим лицом.

Как оформить самозанятость

Существует несколько удобных и быстрых способов получить этот статус. Рассмотрим пошагово этот процесс для каждого из них.

Способ №1 – через приложение «Мой налог»

Приложение доступно в Google Play и App Store и полностью бесплатно. Регистрация занимает не более пяти минут, после чего гражданин получает статус в течение буквально пары минут. Для этого нужно:

  1. Выбрать регистрацию по паспорту или через авторизацию на Госуслугах;
  2. Выбрать ваш регион регистрации;
  3. Указать номер мобильного телефона;
  4. Ввести код из уведомления, которое придет по SMS на указанный номер;
  5. Отправить скан или фото паспорта через приложение (если вы регистрируетесь по паспорту);
  6. Отправить вашу фотографию для подтверждения личности в системе;
  7. Завершить регистрацию.

В приложении вы также сможете получить справку о постановке на налоговый учет в качестве самозанятого, которую вы можете предоставить в официальные инстанции или работодателю. Для этого нужно выбрать раздел «Справки» и нажать кнопку «Сформировать».

Способ №2 – через Госуслуги

Для этого необходимо иметь зарегистрированный и подтвержденный аккаунт на Госуслугах, после чего вам станет доступна данная опция

  1. Войдите в ваш аккаунт на Госуслугах;
  2. Выберите соответствующий вариант на экране регистрации;
  3. Укажите ваш регион регистрации и проверьте правильность указанного ИНН;
  4. Укажите ваш мобильный телефон и введите код из SMS;
  5. Завершите регистрацию.

Способ №3 – через личный кабинет на сайте ФНС

Вы должны быть зарегистрированы на официальном сайте налоговой и, скорее всего, вам все равно потребуется иметь активированный аккаунт на госуслугах. Однако для верификации ваших данных вы также можете непосредственно обратиться в налоговую.

  1. Войдите в личный кабинет через Госуслуги или персональные реквизиты;
  2. Выберите соответствующую опцию;
  3. Укажите ваш мобильный телефон;
  4. Подтвердите операцию через код, пришедший в SMS;
  5. Завершите регистрацию.

Способ №4 – через ваш банк

На данный момент очень многие российские банки оказывают услугу регистрации гражданина в качестве самозанятого посредством своих мобильных приложений. Узнать, попадает ли ваш банк в этот перечень, вы сможете на официальном сайте ФНС.

  1. Зайдите в приложение вашего банка;
  2. Найдите соответствующий раздел – «Самозанятость», «Свое дело» и т. п. (названия могут различаться);
  3. Укажите данные вашей карты соответствующего банка;
  4. Выберите направления вида деятельности (их может быть несколько);
  5. Укажите ваш регион;
  6. Укажите ваш номер мобильного телефона;
  7. Подтвердите данные и завершите регистрацию.

Способ №5 – через налоговую или МФЦ

Для этого требуется физическое посещение отделения ФНС или МФЦ по месту вашего проживания/регистрации. Там вам предстоит от руки заполнить соответствующую форму, после чего дождаться ответа от налогового органа.

Помните, что налоговая может отказать вам в постановке на учет в качестве самозанятого, в этом случае следует обращаться в отдел ФНС по месту вашей регистрации (как правило, в обосновании отказа указываются соответствующие контакты.

Все более подробные инструкции вы сможете найти в специальном разделе для самозанятых на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com, Zamir Usmanov / Russian Look / globallookpress.com, Александр Токарев / «ФедералПресс»

Сюжет по этой теме
23 августа 2022, 14:51

Инструкции «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати