Владимир Путин еще не определился со своим участием в выборах главы государства в 2024 году. Два года назад российский лидер заявлял, что не исключает такую возможность. В 2021 году представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил, что вопроса транзита власти «на рабочем уровне нет». Тем не менее эта тема остается одной из волнующих как российское общество так и элиту. О том, когда может начаться транзит власти в России, чего ожидают от него элиты и по какой схеме он может пройти – «ФедералПресс» поговорил с политологом Павлом Салиным.
Павел Борисович, как специальная военная операция повлияла на представление о транзите власти в элитах? Они его ждут или уже нет?
— В представлении элит речь идет не о транзите власти, а о транзите политической системы. Это принципиально важно. Чем одно отличается от другого? Транзит власти – это переход от российского президента Владимира Путина непонятно куда. Транзит политсистемы –то чего ожидают элиты, и то, что планирует власть, – это сохранение путинской системы без Путина.
События на Украине существенно не повлияли на ожидание элит в отношении хронометража [транзита], поскольку он определяется не украинскими событиями. По крайней мере, до нынешнего момента не ими. Что касается параметров, то пока неизвестно, какими они будут, поэтому и влиять особо не на что.
В текущей ситуации какие главные условия должны быть созданы для транзита? Что нужно, чтобы этот транзит осуществился?
— Должна быть фантастическая ситуация, чтобы состоялся единственный уникальный в мировой истории случай, когда смена лидера персоналистской системы не означала бы ее разрушение. Тогда бы состоялось то, что называют в элите транзитом, то есть сохранение путинской системы без Путина. Но мировая практика показывает, что исключений нет. Когда речь идет о транзите персоналистской системы, при смене места и роли лидера она неизбежно разрушается.
То есть никаких предпосылок, что эта персоналистская система сохранится без Путина, нет?
— В истории таких предпосылок не было, но бенефициары нынешней политической системы надеются и планируют, что у них получится добиться исключения. Ближайшая перспектива покажет.
Если ли какие-то предпосылки сейчас или в будущем для транзита?
— Есть очень косвенные предпосылки: транзит будет сопровождаться большими кадровыми перестановками. Видно, что власть готовит для них диспозицию. Такая мелкая, но красноречивая деталь: пост посла России в Китае очень интересный для представителей элит. Наверняка он будет вовлечен в эту кадровую цепочку. Летом стало известно, что нынешний посол в Китае Андрей Денисов будет выдвинут кандидатом в сенаторы от Ростовской области. Понятно, что осенью он уйдет с поста посла в отставку. Его место высвобождается под кого-то. Много таких признаков.
Смотрите, вдруг всплывает тема участия в президентских выборах [писателя, сопредседателя партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду»] Захара Прилепина или тема объединения КПРФ со «Справедливой Россией».
Транзит же будет сопровождаться досрочными президентскими и парламентскими выборами. И если бы элиты считали, что выборы будут проходить в срок – президентские в 2024 году, а парламентские в 2026 году, то сейчас бы эти темы не поднимались, потому что времени еще много. Признаков косвенных – выше крыши. Важно увидеть в них какую-то систему. По одиночке они ничего не говорят, а когда из информационного потока начинаешь выдергивать то, что нужно, то признаков оказывается много.
Как реагирует элита?
— Элита сейчас в ожидании и напряжении, что с месяца на месяц начнется. Но! Поскольку Путин хочет сохранить контроль над ситуаций, то никаких четких сигналов широкому кругу лиц не дает. Что касается ближайшего круга, то на то он и ближайший круг, чтобы держать все в тайне.
Сейчас многие политические акторы проявляют активность на фоне СВО. Подсвечивает ли она возможных преемников?
— Ни в коем случае. Поскольку диспозиция транзита на старте будет зависеть от Владимира Путина, те, кто расписываются в лояльности действующему курсу, они пытаются заручиться лояльностью для того, чтобы их позиции не пошатнулись, а усилились. Это не подсвечивает действующих преемников.
Какой, по-вашему, будет схема транзита?
— Нужно понимать, что транзит не будет проводиться по схеме 2007/2008 годов и не появится Путин №2. Все будет сложнее. Думаю, будут запланированы элементы коллективного руководства.
Какую должность мог бы занять Владимир Путин после транзита?
— Это частности. В персоналистской системе у Путина есть одна должность – это Путин. Какую формальную он займет – это не важно, и фантазировать на эту тему не имеет смысла. В персоналистской системе как только начинает меняться место лидера в этой системе – она немедленно подлежит эрозии.
Старт транзита в этой системе – неизбежно разрушение. В персоналистской системе лидер, какую бы он ни занимал должность, влияет на все. Как показывает казахстанский опыт, ее сохранить невозможно. Вот у бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева поменялась должность и место, но потом преемник его фактически «слил». То есть тут важна не какая должность, а какими возможностями располагает лидер персоналистской системы.
Как в элитах относятся к возможному новому сроку Путина?
— Как к нереальному. Потому что все ожидают транзита.
А как смотрят на идею транзита?
— С опасениями, потому что не знают, куда все вырулит.
Нужен ли транзит власти россиянам?
— Есть вещи неизбежные. Любой организм, в том числе политический, конечен. Рассуждать на эту тему – философия. Транзит будет, а то, нужен или не нужен, – будущее покажет.
По поводу выборов 2024 года. Когда в публичном поле станет понятно о началах каких-то изменений?
— Схема транзита не предполагает выборов в 2024 году, она предполагает досрочные президентские выборы в 2023 году. Публичный старт транзита, скорее всего, состоится до Нового года, без официального объявления, что это старт транзита. Но какие-то публичные шаги [будут], и исходя из них будет ясно, что открытая фаза транзита стартовала.
Будет ли это перестановки в правительстве – не технические, как это было с [министром промышленности и торговли Денисом] Мантуровым, а какие-то реальные, – может быть, будет подсвечена кандидатура будущего президента. В ближайшие месяцы, ориентировочно до Нового года, что-то начнет прояснятся. Возможно, кадровые решения, может быть (подчеркиваю, может быть), объявление каких-то досрочных выборов, но что-то станет ясным. Вот это безмолвие затянутое, которое сейчас наблюдается, оно закончится.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева