24 февраля Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции по освобождению Донецкой и Луганской народных республик. С тех пор прошло полгода. За это время мы стали очевидцами крупных событий – 15 марта под контроль была взята Херсонская область, 3 июля – ЛНР. Россия также частично контролирует Харьковскую область и Запорожье. Как будет дальше развиваться СВО? Об этом «ФедералПресс» рассказали военные эксперты и политологи.
Почему нужна вторая волна пехоты
Эксперты в беседе с «ФедералПресс» пришли к единому мнению – быстро завершить специальную военную операцию на Украине не получится. Как считает военный корреспондент «Сегодня.ру» Юрий Котенок, против РФ действуют не только силы ВСУ, но и как минимум коалиция из 50 государств.
«К сожалению, часть нашей элиты до сих пор не до конца понимает, что происходит. Против нас воюет коалиция как минимум из 50 государств. Эта коалиция использует украинский театр военных действий как площадку для нападения на Россию. Их цель – разрушить Россию. Это осознание должно быть главным итогом полугода ведения специальной военной операции», – размышляет Котенок.
Стремительный рейд под Киев российского спецназа весной этого года – чрезвычайно успешный пример профессиональных действий, считает Котенок. В ходе военных действий тогда удалось разбить четвертую бригаду Нацгвардии Украины, одну из самых укомплектованных по вооружению, с «натасканным» личным составом.
«Она была размотана. Мы фактически «подковой» держали пятимиллионную столицу Украины силами нескольких батальонно-тактических групп», – отмечает Котенок.
По его словам, по прошествии шести месяцев с начала СВО России не хватает пехоты, личного состава на столь обширном театре военных действий. Как считает Котенок, не нужно бояться это признавать.
«Чтобы продвигаться вперед и закрепляться, а не только «молотить» артиллерией, необходимы люди, живая сила. И дело даже не в штурмовиках. Людям нужен отдых, людей нужно ротировать, укреплять, реабилитировать. За штурмовиками должна идти вторая волна пехоты, которая закрепляется, зачищает, контролирует ключевые коммуникации. Частичная, скрытая мобилизация проводится, но пока этого мало», – отмечает Котенок.
Чему научились российские военные
Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец считает, что главный итог спецоперации – взятие под контроль 25% территории Украины, которая включает в себя сотни населенных пунктов. При этом, по мнению эксперта, был нанесен радикальный удар по украинской армии.
«Во многом выполнена главная задача СВО – демилитаризация Украины. ВСУ нанесен мощный удар. Украина лишилась очень большого количества танков, самолетов, орудий, а флот вообще прекратил свое существование», – размышляет Баранец.
Дальнейшие действия связаны прежде всего с разгромом опорного, самого крупного оборонительного узла Украины – Славянска и Крамоторска, прогнозирует Баранец. По его словам, там может находиться от 70 до 130 тысяч личного состава ВСУ.
«Здесь будет генеральная битва, здесь может наступить переломный момент СВО. Что же касается тактики, противник нас многому научил. Мы поняли, как он воюет. Ну, например, одна из тактических привычек – прятаться за спины детей, стариков, беременных женщин. Это была для нас главная проблема. Теперь мы выковыриваем, как камушки из бублика, ВСУ, которые, описавшись, прячутся за спины стариков и детей», – отмечает Баранец.
Кроме того, эксперты утверждают, что за это время российская армия показала бережное отношение к населению. «Я затыкаю рот любому, кто откроет пасть: «Почему мы пять месяцев топчемся у Авдеевки?» Да потому что там 30 тысяч народу было, и пока они не вышли, мы не могли туда стрелять», – отмечает Баранец.
Как рассказывает обозреватель «Комсомольской правды, российские военные научились «заманивать противника в огневые мешки». Также сейчас наращивается использование в ходе СВО беспилотных летательных аппаратов.
«Провал в использовании беспилотников выправляется, делаем их денно и нощно, как сосиски. И не только делаем, но и закупаем, в Иране и в Турции. Надоело всем говорить, что мы воюем 20 процентами армии. Мы сейчас поняли, что дело закручивается, и наращиваем резервы. Готовимся к грядущим боям. Одновременно подтягиваем на поле боя оружие, которое еще ни разу не использовали. Пусть противник узнает о нем перед смертью», – резюмировал Баранец.
Что повлияет на продолжительность СВО
Спецоперация непростая, но при этом мы выигрываем, считает политолог Дмитрий Журавлев. При том, что численность российской армии на территории Украины, по его словам, составляет лишь 20% от всего состава.
«Это, похоже, будет длиться долго. Все попытки поиска мира не удовлетворяют. Об этом, в частности, говорят последние заявления турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, призвавшего вернуть Крым Украине. При этом понятно, что он его Украине возвращать не хочет. Как только РФ отдаст Крым Украине, он будет турецким», – рассуждает Журавлев.
По словам политолога, договориться с Украиной попросту невозможно. Они не будут выполнять договоренности и не скрывают этого.
«Остается воевать, но вы сами видите, с какими темпами мы движемся вперед, умножайте на площадь Украины. Напомню, что СССР освобождал Украину полтора года. Немцы, конечно, покруче украинцев. Но страна все же большая», – отмечает Журавлев.
На продолжительность СВО повлияет и изменившаяся тактика ведения боя, а также новые образцы оружия, которые способны справляться с танками, считает политолог.
«Время фланговых танковых атак закончилось. Артиллерия усилилась, появилось противотанковое оружие высокой эффективности. Спецоперация будет «вязкой», – отмечает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Анна Крючкова / Kremlin Pool / Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com
Спецоперация