Ни для кого не секрет, что цены на новенькие авто за последние полгода поднялись до небес. На фоне роста цен, который затронул даже вторичный рынок, россияне все чаще смотрят в сторону машин из Европы и Японии. Насколько выгодно и безопасно заказывать автомобили с этих рынков? «ФедералПресс» изучил мнения экспертов.
Неутешительная статистика
Рынок новых автомобилей в России за семь месяцев 2022 года «просел» на 58,5 % в сравнении с аналогичными показателями прошлого года. С января по июль было продано 387 712 легковых автомобилей, сообщает «Автостат».
Объем вторичного рынка за этот же период составил 2,6 млн единиц, что на 21,5 % меньше показателей прошлого года. Больше всего подержанных автомобилей было продано в Москве (173,2 тысячи) и Подмосковье (160,9 тысячи), отмечают аналитики.
Сильное падение продаж новых автомобилей связано с нехваткой машин у дилеров и стремительно возросшими ценами. Так, с января по август автопроизводители выпустили почти 300 тысяч легковушек, что меньше на 64,2 %, чем за семь прошлогодних месяцев, говорится в сообщении Росстата. Кроме того, большинство иностранных производителей остановили свои заводы в России и прекратили поставку машин из-за рубежа из-за спецоперации на Украине. Нерадужная ситуация и с ценами, рост которых составил до 50 %.
Подержанные машины также подорожали. При этом востребованных и ликвидных автомобилей возрастом от трех до пяти лет на рынке не так много. Из-за высоких цен автовладельцы не могут позволить себе перейти на машину классом выше, поэтому и не торопятся с продажей.
Где россияне хотят покупать авто
В ситуации нестабильности россияне обратили пристальное внимание на автомобили из Японии. Их импорт вырос на 33 %, число машин составило 78 тысяч. Как пишут «Новости на VL.ru», из-за ажиотажа в порту Владивостока даже возникают заторы. Машины с правым рулем можно купить не только из свежих поставок, но и заказать непосредственно из Японии. В центральной части России повысился интерес к автомобилям из Европы. Их можно заказать через различные компании, работающие с европейскими фирмами.
Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто рассказал, что ввоз автомобилей из Европы и Японии за последнее время вырос в 1,5 раза.
«Компаний, которые занимаются доставкой автомобилей, довольно много. Из Японии можно заказать, как правило, в течение трех месяцев, из Европы – чуть быстрее... Из Европы преимущественно везут BMW и Mercedes, из Японии – Toyota и Nissan», – заявил специалист.
Основатель сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль заметил, что разницы в курсах валют позволяют покупать машины в разных странах.
«Выгодно просто потому, что рубль стоит дорого по отношению к другим валютам. Рисков очень много, все происходит очень долго, логистические цепочки перегружены, электронные ПТС выдаются неконтролируемо долго», – объяснил Мигаль.
По его словам, в зависимости от региона популярны автомобили из Японии и Кореи, пользовались спросом машины из Белоруссии и Казахстана.
«Машины из Японии популярны в Сибири и на Дальнем Востоке, в центральной части России становится интересным транспорт из Кореи: там левый руль и различные сегменты – от автобусов до премиума», – рассказал основатель сети автосалонов Fresh Auto.
Эксперт отметил, что раньше пользовались спросом машины из Армении, периодически интересные предложения возникают на рынке Беларуси.
«Беларусь живет на долларе, и в пересчете на доллары многие белорусские машины выходят выгодными на вторичном рынке. Но сейчас интерес тоже ослабевает, потому что там произошел скачок цен из-за спроса. Был очень популярен Казахстан, но он пересмотрел цены и машины подорожали, тем не менее [предложения] еще остаются», – добавил Мигаль.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал, что при покупке автомобилей на аукционе из Японии можно доверять информации в аукционной карте. Продавцы из страны восходящего солнца строго следят за тем, что заявляется.
«Прелесть привоза автомобилей из Японии в том, что если человек покупает автомобиль и в аукционной карте сказано, что пробег 60 тысяч км, то так и есть. Если указано состояние машины «на 4», то значит, что состояние «на 4», а не на двойку», – заметил эксперт.
По его словам, в Европе на вторичном рынке уже давно так не следят за качеством, поскольку «планку ответственности перед клиентом опустили».
«В Европе могут и пробег скрутить и еще какие-то быть недостатки. Япония в этом плане более честная», – добавил Кадаков.
Какая минимальная сумма нужна для покупки машины из Японии и Европы
Главред «За рулем» отметил, что из Японии везут относительно недорогие машины. Имея в кармане сумму в миллион рублей, можно уже смотреть в сторону этого рынка.
«Если не покупать откровенный хлам и совсем маленькие автомобили, мне кажется, что за миллион можно купить что-то приличное. Например, небольшой однообъемничек», – рассказал журналист.
По его словам, из Европы везут трех-пятилетние автомобили, например, BMW третьей серии, Renault Megane.
«С учетом «растаможки», трех-пятилетний автомобиль можно привести за 15 000–20 000 евро. Плюс его нужно растаможить. Например, пятилетний Opel Insignia со 100 000 пробега в хорошем оснащении с 210-сильным дизелем будет стоить 20 000 евро. Прибавляйте к этому еще минимум 5 000 евро за «растаможку» и доставку, получится 25 000 евро», – объяснил Кадаков.
Основные риски при покупке
«Если вы дистанционно покупаете автомобиль, сидя в Москве, и оплачиваете его из Германии, то вам будет нужен какой-то посредник, которому вы доверяете. Автосалон в теории может даже не продавать вам напрямую машину, особенно если это дорогой автомобиль. Например, BMW X5 за 50 000 евро. Машину должен купить посредник и уже продавать дальше», – рассказал главред «За рулем».
С автомобилем может случиться все что угодно в дороге, пока его перегоняют в Россию.
«Услуги перегонщиков из Европы стоят 60 000 рублей. Опять же, как в 90-е, пока вам машину не привезут, вы ее не увидите. По дороге тоже всякое бывает. Пока вы не получите автомобиль и не проверите, что все документы ровные, то будете сидеть как на иголках. А деньги-то уже уплачены», – заметил Кадаков.
Поклонникам японских марок тоже не стоит расслабляться. Автомобиль могут повредить, пока транспортируют на корабле.
«Бывает, машины везут в непогоду. Они становятся обледенелые. Под тяжестью льда стекла лопаются, крыши проваливаются. Тут важно понять, кто отвечает за такой форс-мажор. Если машину покупают из центральной России, то ее нужно туда доставить. Вы же, скорее всего, не полетите туда, а пока вы машину не получите, это всегда определенный риск», – резюмировал эксперт.
Фото: Hitoshi Yamada / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com